20 лет назад, в 1999 году, Указом президента Российской Федерации № 717 был установлен День российской науки с датой празднования 8 февраля. В Указе говорится, что праздник был установлен: «учитывая выдающуюся роль отечественной науки в развитии государства и общества, следуя историческим традициям и в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии наук». С тех пор именно 8 февраля отечественное научное сообщество отмечает свой профессиональный праздник. Академический лицей может гордиться выпускниками, которые посвятили свою жизнь научным изысканиям. Одна из них – аспирантка СПбГУ Екатерина Некрасова, клеточный и молекулярный биолог, выпускница Академического лицея 2008 года. Ей слово.

Здравствуйте, дорогие лицеисты! Для начала представлюсь. Меня зовут Екатерина Некрасова, я биолог. Закончила биологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), мой профиль  – клеточная и молекулярная биология, а также современные биотехнологии. С 2014 года являюсь магистром биологии. Важно также сказать, что я, как и вы, лицеистка. Правда, закончила я лицей более чем 10 лет назад, в 2008 году. Могу с уверенностью заявить, что он напрямую повлиял на мой выбор профессии. Изначально я поступала в лицей, чтобы далее обучаться на психфаке МаГУ, но здесь в корне изменили мой взгляд на то, кем хочу стать. Как бы это громко ни звучало, изменили судьбу. Повлияла на мое будущее учительница, которая убедила, что поступить можно в любой вуз, что главное – пробовать. Более того, она говорила, что в столицах больше бюджетных мест.

Сейчас я поступила в аспирантуру, стала научным сотрудником и чувствую себя абсолютно реализованной в профессии. В целом, те, кто закончил биофак, как правило, работают по специальности. Эта профессия даёт многое, прежде всего, знания не поверхностные, а фундаментальные, взгляд на мир становится научным, человека начинаешь воспринимать как часть животного мира, а его поведение объясняешь с биологической точки зрения. Надо сказать, что помимо научной работы я занимаюсь частным преподаванием. Мне это тоже очень нравится. Биологический факультет выпускает очень разносторонних людей, он даёт право работать генетиком, цитологом, молекулярным биологом, эмбриологом, экологом, зоологом, иммунологом, физиологом, в зависимости от кафедры и специализации.

Хочу подробнее рассказать про свой профиль – клеточная и молекулярная биология, биотехнологии. Это работа в лаборатории, работа лаборантская. Иначе говоря, нужно держать пипетку и капать. Это наши будни. А если серьезно, такая работа подойдёт, прежде всего, людям с точным складом ума, интересующимся законами природы, творческим, желающим все время создавать что-то новое, тем, кто в детстве видел себя волшебниками, колдунами, чудотворцами… В нашей работе важны руки, аккуратность, щепетильность, мелкая моторика, бытовая логика и даже навыки кулинарии.

Кому она точно не подойдёт, так это тем, у кого нет ни малейшей склонности к ручной работе и усидчивости. Из них максимум получится менеджер по продажам медицинского оборудования.

Второй важный критерий успеха в нашем деле – умственные способности, а именно способности к точным наукам: физика, химия, математика. Тому, кто хочет стать молекулярным биологом или специалистом по современным биотехнологиям, еще в школе должно быть интересно строить схемы, решать уравнения. И вовсе не обязательно иметь твердую «пятерку», важно, чтобы эти предметы нравились, чтобы они получались. Чистым гуманитариям не стоит углубленно изучать естественнонаучные дисциплины, этим они себя «покалечат». Во мне гуманитарного было когда-то много, и, скажу честно, я в чем-то себя ломала, заставляя учить «недуховные», «бесчувственные» физику и химию.

Для того, чтобы определить истинный интерес к профессии медика и биолога, ученику стоит заглянуть в микроскоп, побывать в анатомическом театре, увидеть распоротое тело животного. И если ему станет любопытно, как всё это устроено, у него точно есть способности!

Однако у меня есть сейчас ученица, которой нравится практика, я водила ее в лабораторию, она сама работала с клетками. Но при этом у нее отсутствует способность к умозаключениям, потребность из фактов построить схему и систему, которая способна объяснить их. Я считаю, что человеку, не умеющему так думать, не стоит связывать свою судьбу с нашей профессией.

Если ученик соответствует обозначенным мною выше критериям, ему важно задать себе вопрос, насколько он экстравертен, насколько ему необходимо в работе постоянное общение с людьми, помощь другим. Если это важно, то он, скорее всего, врач или учитель. Если нет, то биолог, т.е. тот, кто сидит в лаборатории с пипеткой в руках, создает новые лекарства, 3D органы, трансплантаты, изменяет геном человека, творит много других удивительных вещей… Он не получает слов благодарности, ему не вручают цветы и конфеты, результатом его труда являются цифры на бумаге, синтезированный белок в пробирке, флуоресцентные животные. У меня вот появилась потребность в общении, поэтому я пошла преподавать, и считаю это очень отзывчивой работой.

Напоследок затрону самый трудный вопрос – этику профессии. Сейчас открыт механизм редактирования генома, нашей генетической информации, появились банки доноров спермы и яйцеклеток с отобранными человеком «правильными» признаками, в начале ноября в Китае родились первые генетически модифицированные дети... Об этом, конечно, можно долго рассуждать. Я считаю, для биолога главное – быть ответственным в своей работе, быть очень точным, внимательным, понимать, что одна ошибка может привести к серьезным последствиям все человечество.

Клеточный и молекулярный биолог Екатерина Некрасова,
аспирантка СПбГУ, выпускница Академического лицея 2008 года

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0.00 (голосов 0)