Накануне Дня учителя мы побеседовали с одним из самых ярких и заметных педагогов нашего лицея – Аленой Валерьевной Христевой. Не только ученики могут участвовать в олимпиадах и конкурсах, завоевывать грамоты и становиться победителями. Алена Валерьевна – учитель математики, победитель всероссийского конкурса для педагогов «Большие вызовы», проходившего в «Сириусе», – расскажет нам о том, что ждало ее после победы и каково это – быть учителем-победителем!

– Алена Валерьевна, всем интересно узнать о Вашей поездке в образовательный центр «Сириус». Как Вы туда попали?

В образовательный центр «Сириус» я попала благодаря директору Академического лицея Л.Н. Смушкевич. Она настоятельно рекомендовала мне принять участие в федеральном конкурсном отборе по программе профессиональной подготовки педагогических и управленческих кадров для систем выявления и поддержки талантливых детей и молодежи «Большие вызовы». Я оказалась в числе победителей, стала слушателем этой замечательной программы, единственным из Челябинской области.

 Что отличает «Сириус» от других центров, занимающихся образовательной деятельностью?

Образовательный центр «Сириус» отличает от других центров в первую очередь то, что туда съезжаются ведущие ученые, лучшие преподаватели, музыканты, художники России. Во-вторых, в «Сириусе» есть уникальные возможности для развития талантливых школьников – современные лаборатории и оборудование, залы и площадки для занятий и тренировок, учебные аудитории, великолепные условия проживания, отличная организация досуга. После обучения в «Сириусе» детей непрерывно сопровождают и поддерживают специалисты. В России существует много интернатов для одаренных школьников, например, СУНЦы, ФМШ, в которых дети учатся в отрыве от родителей. Для многих детей – это большой стресс. «Сириус» решил эту проблему. Школьников месяц интенсивно обучают, затем возвращают в их регионы и продолжают учить дистанционно.

 Каким опытом и какими яркими воспоминаниями Вы можете поделиться с нами? О чем Вам особенно хотелось бы рассказать?

Во время наших сессий у нас были незабываемые встречи, например, с руководителем «Роскосмоса» Дмитрием Рогозиным. На этой встрече мы находились на прямой связи с космонавтами. В лаборатории «Сириуса» с помощью мощных телескопов мы наблюдали лунное затмение, кольца Сатурна, Марс, спутники Юпитера. Мы творили с помощью нанотехнологий на современных лазерных станках. У нас были замечательные встречи с музыкантами, например, с Денисом Мацуевым, с французским флейтистом – одним из лучших музыкантов мира – Венсаном Люка. Также мы присутствовали на выпускном спектакле-балете детей «Сириуса» – высший пилотаж! Всё это невозможно забыть. Ну, и, конечно же, яркое воспоминание – сама проектная смена. Мы, учителя-конкурсанты, даже выступали в роли членов жюри на защитах детских проектов. Их темы и направления самые актуальные и очень творческие: новейшие исследования в области персонализированной медицины (например, проект «Создание тест-системы для определения генетической предрасположенности к различным видам спорта»); в области космических технологий (например, проекты «Беспилотный транспорт и логистические системы», «Создание платформы для управления роем дронов»); в областях биотехнологий, когнитивных исследований, нейротехнологий (например, проект «Искусственный агент с эмоциональной речью и жестами: создание эмоционального робота, моделирующего поведение и речь человека»). Об этом можно написать не одну статью. Пожалуй, именно проекты, осуществляемые детьми, оставили самые яркие впечатления.
Было очень трогательно и приятно на этих сменах повстречать детей из Магнитогорска. Их было трое. За социальный проект одного из них, Каширина Артема, я отдала свой голос. Хотелось бы, чтобы наших лицеистов в «Сириусе» было больше!

Добавлю еще, что в профессиональном плане я также приобрела огромный опыт. Нас, учителей, как и детей в профильной смене, учили лучшие специалисты России, например, И.С. Рубанов – основатель олимпиады Эйлера, турнира Колмогорова, знаменитой Кировской ЛМШ (сегодня он руководит моей выпускной аттестационной работой, которую я должна буду в ноябре защищать в «Сириусе»); Р.К. Гордин – автор учебных пособий по геометрии; С.А. Дориченко – главный редактор журнала «Квантик»; М.Я. Пратусевич – директор Президентского лицея № 239, автор известных учебников математики; В.И. Ященко и многие другие.

 В День учителя хочется задать Вам вопрос, почему Вы выбрали профессию преподавателя математики?

Я выбрала профессию учителя, когда еще училась в начальной школе. Правда, я тогда не знала, какой предмет я хочу преподавать. Долгое время была увлечена литературой, даже писала стихи. В детстве учила всех, кто хотел, тому, чему училась сама. Сестра (на три года моложе меня) пошла в школу с шести лет. Три года скучала на уроках, потому что уже знала почти все, что знала я.
Записалась в музыкальную школу – всех подруг обучила музыке. Такое было у меня хобби – учить! И когда пришло время поступать в институт, не было никаких сомнений – только педагогический, да и с математикой в старших классах уже определилась. Думаю, что большую роль сыграла в этом моя любимая учительница – С.А. Кудряшова. Говорят, человеку в жизни должно повезти три раза: у кого родиться, у кого учиться и на ком жениться. Большую роль в моем профессиональном становлении сыграли два человека – преподаватель вуза Н.И. Зильберберг и Роман Григорьевич Хазанкин – учитель математики г. Белорецка, основатель БКШ, с которым я познакомилась на пятом курсе. Моя дипломная работа была связана с обобщением педагогического опыта Р.Г. Хазанкина.

 Учитель – профессия сложная. С какими проблемами встречается преподаватель в своей работе?

Проблем в учительской профессии хватает, это правда. Одна из них – не всегда и не всех удается заразить своим предметом. Так хочется многому научить! Есть дети «богом отмеченные», но сопротивляются. Приходится изощряться, как можешь. Терпеть не могу, когда списывают, лгут, ябедничают, занимаются какими-то некрасивыми делами. Ребята, которых я считаю своими учениками, этого не делают. Еще одна проблема – в нехватке времени. Мне всё время кажется, что я много недоделала, не всё рассказала, недоучила, недостаточно уделила внимания, много важных слов недоговорила. Стараюсь успеть, но не всегда удается. Однако все это мелочи. Награда – мои выпускники, которые учатся в ведущих вузах страны, встречи с ними, письма от них. Это огромное счастье – иметь таких друзей, такую поддержку. Я ни разу в жизни не пожалела о выборе своей профессии!

Виктория Ханина, 9А


1
2
3
4
5
6
7
8
9
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4.50 (голосов 5)