Уже много лет 8 февраля в нашей стране чествуют достижения российской науки. Ведь в этот день 1724 года по указу Петра I была создана Российская Академия наук. А почти три столетия спустя в Академическом лицее в честь Дня российской науки прошла научно-просветительская акция под названием «Открытая лабораторная». 9 февраля в актовом зале МАОУ «Академический лицей» будущие ученые из разных школ города продемонстрировали свой живой интерес к научным открытиям современности. Неслучайно именно наш лицей стал площадкой для такого рода встречи. С момента его основания здесь поощряется самостоятельный научный поиск, прививается желание постоянно участвовать и побеждать в научных конференциях, форумах, проектно-аналитических сессиях, проходить производственные, лабораторные, полевые, архивные практики в вузах, научных центрах, создаются дополнительные образовательные программы, организованные совместно с вузами-партнерами.

В акции «Открытая лабораторная» приняли участие четыре команды из четырех учебных заведений города. Порадовали их оригинальные и по-хорошему амбициозные названия: «Напористый, как Тесла» (школа № 28), «Сильный, как Ньютон» (школа №8), «Неоднозначный, как Шредингер» (школа №6) и «Непредсказуемый, как Броун» (МАОУ «Академический лицей»). В первом конкурсе ребятам был показан фрагмент фильма «Мозг. Вторая Вселенная» режиссера,  члена Гильдии неигрового кино и телевидения Юлии Киселевой, посвященный современным исследованиям мозга, ставящий вопрос, может ли человек управлять своим поведением, своей физиологией, своим сознанием. По фильму конкурсанты составили публичные выступления. Их рассуждения о том, какие потребности берут вверх над сознанием человека – социальные или биологические, можно признать одним из самых ярких моментов мероприятия. Именно в этом испытании юные пытливые умы высказали самые разные точки зрения на актуальный научный вопрос и с уверенностью отстояли свое мнение, проявив эрудированность и умение мыслить аналитически. Было увлекательно в ходе научных дебатов обдумывать, что такое человеческий мозг – орган ЦНС, суперкомпьютер или хозяин, управляющий жизнью человека.

Не менее интересным оказалось испытание, в котором участникам предстояло отличить правду от научного мифа в разных фактах, которые могли б ввести в заблуждение, пожалуй, даже взрослого человека. Скажем, мало кто знает, но весьма распространенное утверждение о том, что нервные клетки не восстанавливаются, является неверным. Современная наука доказала способность нейрона заново рождаться в организме человека 

Выступление команд оценивалось самыми настоящими учеными: кандидатами наук, доцентами и профессорами, внесшими вклад в разные области науки. Они наградили участников «Открытой лабораторной» двумя типами грамот: «Лаборант», обладателями которой стали школы №6 и №8, а также «Звездный Лаборант», они ушли в школу №28 и в Академический лицей. Именно эти две команды проявили себя наиболее ярко и произвели неизгладимое впечатление на компетентное жюри. 

Завершающим звеном «Открытой лабораторной» стала экскурсия для всех желающих по трем лабораториям Академического лицея, в них лицеисты прямо на уроках могут приобщаться к большой науке. 

Организатором данного мероприятия стала Юлия Павловна Торшина – учитель физики МАОУ «Академический лицей», руководитель недавно созданной в нашем учебном заведении Открытой лаборатории игротехники, изобретательства и предпринимательства. Я попросила Юлию Павловну прокомментировать прошедшее событие, и вот что она рассказала: «Международная научно-просветительская акция «Открытая лабораторная» проведена в рамках деятельности нашей новой лаборатории. Она направлена не только на проверку и практическое применение знаний, что есть в учебниках, но и на глубокое и самостоятельное раскрытие процессов, происходящих в окружающем мире. Лабораторная, на мой взгляд, является стимулом вспомнить забытое и разобраться в том, чего мы пока не знаем. Все вопросы были разными по сложности. С некоторыми из них, возможно, справился бы и внимательный первоклассник, другие могли бы поставить в тупик даже академика. Акция прошла на позитивной волне. Тревога участников быстро сменилась азартом и желанием вывести свою команду в лидеры. Научные дебаты о том, какие потребности - биологические или социальные - первостепенны для человека, несомненно, стали самым ярким и запоминающимся моментом встречи! Участники активно отстаивали свою точку зрения и даже спорили с экспертами. Команды Академического лицея и школы №28 в этот раз оказались чуть сильнее, чем их соперники из школ №6 и №8, потому именно им достались дипломы звездных лаборантов». 

Однако самое главное – то, что ребята смогли проявить свои лучшие качества, открыть, что наука – это нечто увлекательное, удивительное, интересное, но в то же время доступное каждому, и вживую соприкоснуться с ней! Такие мероприятия, как «Открытая лабораторная», дают надежду, что все, кто хочет приобщиться к научной жизни и в будущем стать ученым, вполне близки к своей цели.

Юлия Лукашенко, 8Б


1
10
11
12
2
3
4
5
6
7
8
9

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5.00 (голосов 1)