С 25 по 29 апреля в Магнитогорске состоялась международная конференция «Устойчивое экологическое развитие города глазами детей», учредителями которой стали МАОУ «Академический лицей», «Бритиш Клаб» и Управление образования г. Магнитогорска. В торжественном открытии, а также в работе экологического форума, поддержанного инициативными школьниками и педагогами шести стран, активнейшее участие принял Академический лицей. Обучающиеся 10В класса и их педагоги – учителя химии и биологии М.Ю. Болотская, Н.Л. Калугина, Е.А. Чуманова – представили в рамках образовательной программы форума несколько эксклюзивных экопроектов.

Символично, что обучающиеся и педагоги Венгрии, Норвегии, Словении, Индии, Германии приехали в наш гостеприимный город накануне Дня экологического образования, который в России традиционно отмечается 12 мая. Во всех этих странах есть промышленные города, и все они сталкиваются с одинаковыми проблемами, на пути решения которых первым шагом является признание экологических трудностей, а вторым – воспитание экологической культуры, развитие и распространение экологического образования, мотивирующего человека на защиту природных экосистем.

В рамках церемонии открытия экологического форума прозвучали приветственные слова от официальных лиц города и области – представителей Министерства образования и науки, Министерства экологии Челябинской области, Управления экологии и Управления образования Администрации города Магнитогорска, а также от представителей зарубежных делегаций. Все они отметили, что мероприятие имеет международный статус, так как в современных условиях экологические проблемы невозможно решить лишь на региональном или внутригосударственном уровнях. В речах докладчиков звучала мысль о том, что среди всех экологических проектов, позволяющих значительно снизить уровень вредных воздействий на природу, особенно важна роль образовательных. Решение проблем экологии невозможно без воспитания экологически ответственного подрастающего поколения, которое неравнодушно относится к снижению качества окружающей среды и в будущем найдет способы остановить рост противоречий между техногенной цивилизацией и природой.

Обращаясь к юношеству на открытии форума, представитель венгерской делегации, руководитель ассоциации молодых исследователей в области научно-естественных наук Иштван Сандор (г. Будапешт) заявил: «Мы несем ответственность за все живое на Земле. Будущее зависит от наших действий в настоящем. Объединившись, мы сможем сохранить наш мир!» Директор МАОУ «Академический лицей» Людмила Николаевна Смушкевич прочла на пленарном заседании доклад, посвященный формированию экологической культуры обучающихся. В нем отметила, что перед системами образования разных стран стоит важная задача – привить подрастающему поколению качества, которые помогут жить и работать, развивая научно-технический прогресс с учетом принципов социальной экологии. Ведь не только приехавшие к нам делиться опытом молодые иностранцы, но и наши ребята практически не представляют жизни вне городов: природа как таковая занимает все меньше места в их повседневности, но это не значит, что с них будет снята ответственность за ее сбережение.

На всех этапах конференции звучало, что форум посвящен не отдельным проблемам того или иного региона, той или иной страны, его задача не обмен теоретическими сведениями или научным опытом. Его сверхцель – актуализация экологических знаний в образовательной среде и обмен опытом в определении наиболее оптимальных путей развития экологического образования. Неслучайно на торжественной церемонии открытия форума глава Магнитогорска С.Н. Бердников произнес: «Мы проводим большую работу по оздоровлению экологической обстановки в Магнитогорске. Я надеюсь, участники форума смогут предложить пути решения существующих проблем в данной сфере, которые будут полезны не только нашему городу и стране, но и всему миру». 

В научной и обучающей части мероприятия были запланированы круглые столы, дебаты и конференции, кроме того, состоялись экскурсии в лабораторию МП трест «Водоканал» и естественнонаучную лабораторию МАОУ «Академический лицей», где международной делегации представили новые технологии и современное оборудование, использующиеся как в производстве, так и в учебном процессе. Особое внимание участников форума было обращено на технологии очистки питьевой воды, берегов рек и водоемов, способы проверки качества воды. Также в рамках конференции прошли различные мероприятия, которые носили просветительский и развлекательный характер: экскурсии по городу, ХК «Металлург» и ММК, посещение краеведческого музея и храма Вознесения, поездка на Банное, визит в ДООК «Горное Ущелье» и ДООК «Уральские Зори». Ребятам также удалось поболеть на международном хоккейном матче и поиграть в боулинг в РК «Универсал».

Целый день международного экофорума был посвящен Академическому лицею. Всем участникам форума надолго запомнится суббота, 28 апреля, когда лицей принимал иностранных гостей на своей территории. Для них была устроена познавательная экскурсия по учебному заведению, а в рамках конференции прозвучали научные доклады учащихся из Венгрии, Норвегии, Германии и Индии, посвященные экологически значимым темам. В ходе вступлений стало очевидно, что главной целью экологического образования любого государства XXI века является формирование у  молодежи экологического мировоззрения на основе единства научных и практических знаний, ответственного отношения к своему здоровью, окружающей среде, улучшению качества жизни, экологической стабильности своего государства и мира в целом. К международным докладчикам присоединились и ученики 10В класса МАОУ «Академический лицей» Мартынова Елизавета и Полецков Петр. Доклад Елизаветы назывался «Мониторинг содержания нитратов в арбузах в летний период». В нем обсуждались проблемы обеспечения химической безопасности продуктов питания и способов мониторинга содержания нитратных соединений. Лиза рассказала собравшимся, как проводила мониторинг содержания нитратов в арбузах в течение всего лета 2017 г. Выводы докладчицы таковы: в течение летнего периода содержание нитратов в арбузах не превышает предельно допустимые концентрации;  зависимости содержания нитрат ионов от периода реализации арбузов выявлено не было.

Особый интерес собравшихся вызывал доклад, который подготовил Петр Полецков из 10В. Он рассказал об изучении качества воды  реки Урал ниже по течению от города Магнитогорска. Изучение концентраций карбонат-  и гидрокарбонат-ионов позволило обучающемуся лицея выявить сильно загрязненный участок реки Урал. Он расположен в 4-5 км до деревни Ершовка. Присутствие свободных гидроксил-ионов в заметных количествах является маркером сточных или загрязненных вод. Однако в целом значение РН в воде р. Урал ниже по течению от г.  Магнитогорска соответствует нормативным значениям и колеблется от 6,5 до 8,5.

Чтобы ближе познакомить иностранных гостей с работой естественнонаучного профиля лицея, преподаватели кафедры естественных наук М.Ю. Болотская, Н.Л. Калугина и Е.А. Чуманова подготовили и провели для них мастер-классы в форме экологических практикумов. После экскурсии по лицею гости, разбившись на две группы, прослушали, какие технологии определения качества питьевой воды можно использовать в рамках современного образовательного процесса. Вода, набранная ими прямо из-под крана в Академическом лицее, оказалась вполне чистой, никаких существенных отклонений в цветности, жесткости и других показателях выявлено не было, хотя молодые экологи отметили, что хлора в данной воде могло быть и меньше.

Подвести итоги участия лицея в международном экофоруме мы попросили директора МАОУ «Академический лицей» Л.Н.Смушкевич. «Уже давно в нашей стране вопрос об экологическом образовании нашел отражение даже на законодательном уровне. – Рассказывает Людмила Николаевна. -В статье 42 Конституции РФ сказано, что каждому гражданину гарантируется право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. Я уверена, что в создании этой благоприятной среды ключевую роль играет система всеобщего комплексного экологического образования, которая, кстати, должна начинать работать не в школе, а в детских садах, и продолжаться вплоть до вузовской профподготовки. Вот почему Академический лицей как городской ресурсный центр включает в свою работу проектную деятельность воспитанников дошкольных учреждений, в частности, детских садов №70 и №147. Недавние проекты наших малышей носят названия, полностью соответствующие экологической тематике: «Выращивание растений в теплице» и «Метеостанция». Сетевое взаимодействие с вузами, которое мы расширяем из года в год, приобретая все новых и новых образовательных партнеров, позволяет нам использовать возможности и ресурсы высшей школы для формирования экологических знаний. В этой связи могу перечислить мастер-классы профессорско-преподавательского состава Южно-Уральского государственного медицинского университета, Южно-Уральского аграрного университета и других вузов, практические занятия в специализированных лабораториях и учебных центрах данных вузов, куда часто выезжают наши лицеисты, обучающиеся ресурсного центра. Кроме того, ученики информационных и естественнонаучных классов лицея регулярно выполняют проекты на экологическую тематику. Это уже традиция. Экологические знания доносятся нами и при помощи различных проектов, которые реализуют природоохранные учреждения, спортивные и туристические организации, которые  являются нашими партнерами. Между прочим, лицей дважды становился инновационной площадкой для старшеклассников школ города Магнитогорска и Челябинской области, я имею в виду две проектно-аналитические сессии 2017 и 2018 гг., подготовленные нами в содружестве с Министерством сельского хозяйства Челябинской области и ЮУрГАУ. Практически все участники и гости экофорума отмечали, что путь к экологической культуре, которую призвана формировать современная школа, лежит через эффективное экологическое образование. Послушав их доклады и сообщения, могу со всей ответственностью заявить, что наш город и наш лицей работают на мировом уровне в плане воспитания в подростках ответственности за экологию и потребности непосредственного участия в ее восстановлении. Важно понимать, что процесс экологизации образования имеет много общего с воспитательным процессом. Ведь таким образом в школе формируются условия, при которых природа становится личностной ценностью для каждого обучающегося. Уверена, экологическая проблематика напрямую связана с вопросами социальной ответственности!»

Пресс-центр Академического лицея


1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5.00 (голосов 2)