День первый, 16 ноября

Выставка научно-исследовательских, технических и творческих проектов

16 ноября на базе региональной инновационной площадки МАОУ «Академический лицей» стартовала стажировка «Сетевое взаимодействие образовательной организации с организациями науки, бизнеса и производства как условие реализации проекта «Инженеры будущего» для руководителей и педагогических работников образовательных организаций.

Участниками стажировки стали руководители и заместители руководителей учебных заведений Челябинской области: МОУ СОШ №1 Южноуральска, МБОУ «Коелгинская СОШ», МОУ «Петропавловская СОШ», МБОУ «Новоеткульская СОШ», МБОУ СОШ № 9.

Рабочий день начался с регистрации участников и выставки научно-исследовательских, технических и творческих проектов учащихся со стендовой защитой работ. Учителя информатики, технологии, биологии, руководители фото- и телестудий представили достижения ребят, которые выполняли работы, применяя современные технологии.

На площадке под руководством учителя информатики лицея Андрея Вячеславовича Литвина были представлены работы учащихся профиля «информатика-математика». Ученики 5-7-х классов рассказали о разработке своих компьютерных игр. Абсолютно всё, включая музыку и рисунки, разрабатывают сами ученики и стараются свести плагиат к минимуму. Ученики старших классов представили дистанционный пульт, с помощью которого можно управлять предметами быта на расстоянии через интернет, а также 3d игру, особенность которой в том, что она может работать на любом устройстве. Вы забыли выключить дома утюг? Теперь его можно выключить по интернету. Кроме того, на IT-стенде выступал ученик 10 класса, представивший игру для очков виртуальной реальности. Также гостям показали 3D принтер в действии и несколько готовых деталей.

Специально для участников стажировки в «Академический лицей» были приглашены представители детской лаборатории естествознания детского сада №70 и №163. Гостям была предоставлена возможность понаблюдать за работой совсем юных химиков и биологов. В своих мини-лабораториях под руководством педагогов малыши проводят химические и физические опыты, изучают географические объекты, а также самостоятельно воссоздают благоприятные условия для выращивания растений и учатся правильно ухаживать за ними.

Марина Юрьевна Болотская рассказала о проекте «Научные каникулы», который позволяет обеспечить обучение учащихся естественнонаучных классов на базе высших учебных заведений. В рамках этого проекта учащиеся ежегодно принимают участие в областной научно-практической конференции «ЮНЫЙ МЕДИК» (Южно-Уральский государственный медицинский университет).

Площадку декоративно-прикладного творчества представлял преподаватель МГТУ и «Академического лицея» Александр Иванович Норец. Он показал работы из древесины, фанеры и металла, выполненные студентами МГТУ в различных техниках. Данные работы являются примером взаимодействия лаборатории проектирования МГТУ и «Академического лицея». Александр Иванович подчеркнул, что главное в его работе – это развивать логику, мышление и творческие навыки своих учеников.

Василий Иванович Некревич и Таисия Станиславовна Пупейко продемонстрировали достижения лицеистов в сфере теле- и фотожурналистики. Эта сфера деятельности для лицеистов далеко не нова. Учащиеся на профессиональном уровне выполняют свои обязанности. На самой выставке на двух экранах транслировался видеоряд из хроники выпусков новостей и фотографий. Для выставки были отобраны самые яркие фотографии, на которых участники стажировки смогли увидеть творчество лицеистов, их научную деятельность, профильные смены и самые обычные будни.

На площадке Татьяны Михайловны Куликовой и Екатерины Олеговны Дзюба мы наблюдали гармоничное соединение двух, казалось бы, несовместимых дисциплин: информатики и изобразительного искусства. Ученик 7 «А» класса Богдан Чернов рассказал гостям стажировки о работах учеников «Академического лицея», представленных на творческой выставке. Богдан живо и лаконично описал увлекательный процесс создания картин, написанных с использованием лишь своего воображения и компьютерной программы. Результатом скрупулёзной творческой работы юных дарований от IT-сферы стали живописные пейзажи европейских стран, богатые цветом флористические композиции и сюрреалистичные портреты.

Данная выставка стала своеобразным приветствием для гостей стажировки, благодаря которой, каждый понял насколько талантливые, креативные и гостеприимные люди учатся и работают в «Академическом лицее».


Пленарная часть

Приветственным словом открыла пленарную часть Людмила Николаевна Смушкевич – директор МАОУ "Академического лицея", почетный работник системы общего образования РФ. Она выразила благодарность гостям стажировки за отклик на приглашение. Людмила Николаевна представила участников стажировки: среди них педагоги и руководители троицкой, коелгинской, смеловской, новоеткульской, петропавловской школ, представители ЮУГАУ и коллеги из МГТУ. Также было проведено награждение победителей проектно-аграрной сессии, которая проходила 27 апреля 2017 года. После вручения грамот региональной проектно-аналитической конференции Людмила Николаевна предоставила слово представителю центра повышения квалификации Багаутдиновой Светлане Федоровне, которая подчеркнула значимость лицея в системе образования и назвала тему сетевого взаимодействия архиактуальной. Елена Владимировна Галяткина – начальник центра довузовской подготовки и профориентации Южно-Уральского аграрного университета – поблагодарила за возможность делиться опытом и сотрудничать с руководителями разных школ Челябинской области. Также она подчеркнула, что проблемы и задачи, стоящие перед образовательными организациями, будет проще решить посредством сетевого взаимодействия.

После официального открытия гостям был показан фильм о сетевом взаимодействии и непосредственном участии лицея в данном формате работы. В рамках взаимодействия с ЮУРГУ проводятся олимпиады по командному программированию и информационными технологиям, выездные семинары и вебинары для педагогов по подготовке к ЕГЭ и олимпиадам, выездные мастер-классы профессорско-преподавательского состава вузов и многие другие формы сотрудничества.

После лекции Людмилы Николаевны Смушкевич о важности сетевого взаимодействия учебных заведений с организациями различных отраслей, Марина Николаевна Черепанова, сменив директора за кафедрой, начала обсуждение не менее важной темы – «Создание новых форматов интеграции основного и дополнительного образования в лицее средствами IT-технологий». В начале выступления Марина Николаевна обозначила актуальность обучения с помощью современных технологий ввиду динамичности развития мира и необходимости в постоянном развитии в сфере IT. Для осуществления интеграции общего и дополнительного образования учреждению нужно изменить функциональную модель своей деятельности, а именно: усовершенствовать углубленное изучение отдельных предметов, начать проведение мастер-классов с приглашением социальных партнеров, ввести проектную и исследовательскую деятельность в учебный процесс.

Для реализации поставленных целей одним из наиболее эффективных инструментов является ресурсный центр для работы с одаренными детьми. В лицее он представлен лабораторией компьютерной графики, лабораторией научных исследований в области информационных коммуникаций и лабораторией информатики и ИКТ. В работе ресурсного центра выделяют три основных направления: обучение детей с высоким потенциалом развития, улучшение педагогического мастерства и профессиональных компетенций, а также обобщение и представление инновационного опыта. Результат реализации данных направлений – уже существующие на базе лицея три школы олимпиадного резерва, благодаря которым ежегодно большинство лицеистов, принимающих участие в олимпиадах, занимают призовые места на разных этапах конкурсов. У учеников, показавших высокий балл, появляется возможность участия в профильных сменах таких лагерей, как «Артек», «Сириус», «Орленок», «Океан». Марина Николаевна назвала 4 основных звена в одной непрерывной цепочке инженерной подготовки лицеистов: Магнитогорский государственный технический университет, Детская картинная галерея, компания «Аскон» (бизнес-партнер, разработчик программы «Компас 3D») и промышленное производство. Сетевое взаимодействие лицея с перечисленными организациями способствовало положительному результату интеграции, повышению качества образования и оптимизации учебно-воспитательного процесса в стенах нашего учебного учреждения. В качестве вывода были приведены результаты интеграции, которые убедили аудиторию в том, что сетевое взаимодействие является неотъемлемой частью повышения качества образования и оптимизации учебно-воспитательного процесса.


Мастер-класс «Проектно-аналитическая сессия как форма организации сетевого сотрудничества»

На одной из площадок стажировки директор МАОУ «Академический лицей» Людмила Николаевна Смушкевич провела мастер-класс «Проектно-аналитическая сессия как форма организации сетевого сотрудничества». Тема сессии была сформулирована так: «Вызовы сегодняшнего дня: агропромышленный комплекс Челябинской области».
Целью прошедшей сессии стало расширение представлений обучающихся о современных трендах развития агропромышленного комплекса. В сессии были представлены основные задачи: активизация познавательного интереса обучающихся в технологических направлениях, формирование мотивационной сферы учащихся и развитие исследовательского мышления. 

В прошлом году академический лицей стал организатором проекта, посвященного агропромышленным технологиям. В нем участвовало большое количество сельских школ, в последующем к мероприятию подключились Южно-Уральский аграрный институт и министерство Челябинской области. Каждое учреждение представило свой технический проект, связанный с решением аграрных проблем и повышением эффективности сельскохозяйственных работ. В итоге лучшие идеи были взяты на вооружение, а их создатели награждались почетными грамотами. 

В январе 2018 года лицей также планирует провести сессию по устойчивости развития сельского хозяйства, так как заявленная тема актуальна по сегодняшний день.


Открытая лекция «Роль микроэлементов в экологической системе «почва-вода-растения-животные-человек».

В рамках стажировки ГБУ ДПО ЧИППКРО для руководителей и педагогических работников образовательных организаций на базе региональной инновационной площадки МАОУ «Академический лицей» города Магнитогорска была проведена открытая лекция: «Роль микроэлементов в экологической системе «почва-вода-растения-животные-человек».

Шепелева Татьяна Анатольевна, доцент кафедры кормления, гигиены животных, технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции ФГБОУ ВО ЮУрГАУ ИВМ, к.в.н. предложила учащимся «В» профиля «Академического лицея» исследование, описывающее влияние микроэлементов в почве Челябинской области на растительность и впоследствии на скот.

Захарова Людмила Анатольевна, директор МБОУ «СОШ № 9» г. Троицка, к.б.н. акцентировала свое внимание на бедности микроэлементов в почве Челябинской области и на том, к каким серьезным проблемам приводит их недостаток.

Завершением лекции послужил вывод о том, что почва города Магнитогорска не оснащена жизненно важными микроэлементами.


Мастер класс «Сетевые исследовательские проекты как модель мотивирующей образовательной среды для одаренных школьников и педагогов»

Марина Юрьевна Болотская, к.б.н.,зав. биохимической лабораторией, учитель биологии МАОУ «Академический лицей»,  провела мастер-класс, касающийся сетевого взаимодействия, которое поможет школьникам успешно работать в процессе проектно-исследовательской деятельности.

Марина Юрьевна рассказывала гостям о том, что школьные научно-исследовательские работы несомненно важны и нужны, но есть несколько проблем, которые мешают внедрению данной деятельности: недостаточность ресурсов, занятость учителей и долгая обработка данных. К счастью, есть способ решения данных проблем - организация проектно-исследовательской деятельности с помощью краудсорсинга.

Краудсорсинг («использование ресурсов») — привлечение к решению тех или иных проблем широкого круга лиц для использования их творческих способностей, знаний и опыта на добровольных началах с применением инфокоммуникационных технологий​.

Для того чтобы грамотно организовать свою проектно-исследовательскую деятельность в рамках краудсорсинга, надо определить тему и структуру работы, сформулировать задачи, цели, разработать критерии оценивания, а также выбрать платформу для размещения проекта.

Мария Юрьевна отметила, что на базе лицея есть проекты, реализуемые с помощью этой технологии: «Здоровое питание. Нитраты», ​ «Здоровье. Адаптация» ​и «Чистая вода». Особый интерес у слушателей вызвала работа  «Чистая вода». Тема этого проекта всегда актуальна. В этом проекте проводятся исследования на содержание различных химических веществ в реках Челябинской области, производится оценка качества и родниковой воды. Что самое интересное: ни один из родников по результатам исследований не является источником питьевой воды.

В конце мастер-класса Марина Юрьевна пригласила гостей к сотрудничеству и участию в общей исследовательской деятельности.


«IT-школа» как продукт сетевого взаимодействия МАОУ «Академический лицей» и группы IT-компаний ООО CompassPlus"

В конце первого дня стажировки была представлена презентация проекта «IT-школа» как продукт сетевого взаимодействия МАОУ «Академический лицей» и группы IT-компаний ООО CompassPlus».

Андрей Вячеславович Литвин, заведующий лабораторией информатики и ИКТ, учитель информатики и ИКТ МАОУ «Академический лицей», и Андрей Олегович Беляев, вице-президент компании CompassPlus, рассказали об истории создания IT-школы от идеи до реализации. Участники стажировки смогли получить информацию об этой школе в стенах лицея: сколько обучающихся (около 100), куда поступили и кем работают выпускники IT-школы, на что нацелен проект и в как планирует развиваться. Андрей Олегович рассказал, чем занимается компания CompassPlus и какие направления затрагивает их международная компания.

Сама идея взаимодействия с системой образования родилась у вице-президента всего 5 лет назад, но благодаря лицею реализовать ее получилось в кротчайшие сроки. Компания CompassPlus, делая ставку на подготовку квалифицированных кадров для своей организации, уделяет большое внимание качественному образованию у лучших специалистов. Поэтому для процветания компании так важно взаимодействие с лицеем и его одаренным детьми на базе лаборатории информатики и ИКТ.

Также на площадке был презентован проект выпускницы IT-школы, ученицы 10 "А" класса «Академического лицея», Рындиной Валерии. Гостям очень понравилось выступление лицеистки, и они были поражены масштабами проделанной работы.

В завершении Андрей Вячеславович организовал небольшую игру, в которой гости могли  попробовать себя в роли программистов  и создать элементарную программу для рисования геометрических объектов.

Первый день работы стажировки завершился стартом проектной деятельности под общей темой: «Технология развивающейся кооперации как форма организации групповой проектной деятельности».

Пресс-центр «Академического лицея»

 Фотокорреспонденты: Александр Петрашевич, Анастасия Засова, Милана Щедрова

Корреспонденты: Валерия Соловьева, Мария Фарафонова, Степан Журин, Юлия Мельник, Елизавета Тулина, Дарья Ширшова, Анна Лешина, Полина Завьялова, Екатерина Понамаренко,  Елизавета Шумских, Николай Богач, Лука Лихачёв, Александра Драгомирова


Все фото!

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5.00 (голосов 2)