13 декабря 2016 г. на базе МАОУ «Академический лицей» города Магнитогорска стартовала стажировочная площадка на тему: «Сетевое взаимодействие лицея с организациями науки, бизнеса, производства как условие формирования готовности к выбору инженерных профессий обучающимися».

Участниками стажировки стали руководители и заместители руководителей учебных заведений города Магнитогорска (МОУ «СОШ № 6»; МОУ «СОШ № 9»; МОУ «СОШ № 10 им. В.П. Поляничко»; МОУ «СОШ №14»; МОУ «СОШ № 20»; МОУ «СОШ № 25 при МаГК»; МОУ «СОШ № 28»; МОУ «СОШ № 32»; МОУ «СОШ № 36»; МОУ «СОШ № 40»; МОУ «СОШ № 48»; МАОУ «СОШ № 56 УИМ»; МОУ «СОШ № 58»; МОУ «СОШ №59 им. И. Ромазана»; МОУ «СОШ № 66»; МАОУ «СОШ № 67»; МОУ «МГМЛ»; МОУ «СШИ №2»; МОУ «С(К)ОШИ № 4»; МАОУ «НОШ № 1»; МАОУ «НОШ № 2»;) и города Белорецка Республики Башкортостан (МБУ ДО «Центр внешкольной работы», заведующий научно-техническим отделом г. Белорецк).

Совсем недавно (8-9 декабря) на базе нашего учебного заведения проводилась стажировка ГБУ ДПО ЧИППКРО. И сегодня лицей вновь удивил своих гостей высоким уровнем организации стажировки.

Рабочий день начался с регистрации участников и выставки научно-исследовательских, технических, творческих проектов обучающихся «Наука. Техника. Творчество и Креатив» со стендовой защитой работ обучающимися выставки.

Учителя информатики, технологии, биологии, руководители фото- и телестудий представили достижения ребят, которые выполняли работы, применяя современные технологии.

На площадке учителя технологии Людмилы Андреевны Бобровой было показано множество изделий ручной работы, которые изготавливались из экологически чистых материалов, таких, как войлок, кожа или атлас. Гостей нашей выставки очень заинтересовали украшения, выполненные в сутажной технике и работы, созданные при помощи новой технологии  фоамиран, которая в последнее время стремительно приобретает популярность. Помимо этого на выставке было представлено  два вида декора в стиле народных промыслов – «Гжель» и «Павло-Посадские платки».

Внимание многих привлекла молодая девушка, которая рассказывала про идею создания своего платья, значение изображения и о трудностях выполнения такой работы (с применением акрильной росписи). По ее словам, она старалась отразить в своей работе тему природы.

На площадке декоративно-прикладного творчества можно было познакомиться с учителем лицея, у которого поистине золотые руки, – Алексеем Ивановичем Хлёсткиным. Его талантливые ученики представляли работы из фанеры и древесины. В центре композиции размещались столярные инструменты: рубанок, ножовка, стамески, молоток, лобзик, при помощи которых были изготовлены работы. Выставка выражает патриотические чувства учащихся: пасхальные яйца, нарядно раскрашенные русские матрешки, макет монумента «Тыл-фронту». Особенно восхищал проект «Победа 70».

Были представлены и работы на религиозную тему: ученики девятых классов подготовили проекты «Церковь Покрова на Нерли», «Магнитогорская мечеть» и «Храм Вознесения Господня».         Ученики восьмого класса рассказали о техниках выполнения представленных работ, описали весь процесс создания каждого проекта. Гости с увлечением слушали о геометрической резьбе по дереву, выпиливании лобзиком и о вытачивании на токарном станке. Алексей Иванович  подчеркнул, что главное в его работе – это развивать логику, мышление и творческие навыки своих учеников.

Василий Иванович Некревич и Таисия Станиславовна Бирдиченко демонстрировали достижения лицеистов в сфере теле- и фотожурналистики. Эта сфера деятельности для лицеистов далеко не нова. Учащиеся почти на профессиональном уровне выполняют свои обязанности – проинформировать лицеистов о событиях прошедшей недели, отразить их в фото- или телерепортажах. На самой выставке на двух экранах транслировался видеоряд из хроники выпусков новостей и фотографий. Для выставки были отобраны самые яркие фотографии, на которых мы можем увидеть творчество лицеистов, их научную деятельность, профильные смены и самые обычные будни.

На площадке Татьяны Михайловны Куликовой мы могли наблюдать гармоничное соприкосновение двух, казалось бы, несовместимых дисциплин: информатики и искусства. Ярким примером послужила серия работ под названием «Цифровая живопись», выполненных в техниках: «векторная графика» и «растровая графика». 

Для присутствующих на выставке гостей презентацию своего творчества провели ответственные ученики 6 «А» класса Богдан Чернов и Ксения Чернышева. Ребята живо и лаконично описали увлекательный процесс создания картин, написанных с использованием лишь своего воображения и компьютерной программы. Также были освещены трудности на пути «компьютерного» художника.

Результатом скрупулёзной работы юных дарований от IT сферы стали живописные пейзажи европейских стран, богатые цветом флористические композиции и сюрреалистичные портреты. В заключение гостям были представлены  работы, побывавшие в прошлом году на международном конкурсе «Мир, в котором я живу».

Андрей  Вячеславович Литвин начал показ с небольших компьютерных игр, разработанных учениками 6 класса специально для презентации гостям нашего лицея. Как сказал Андрей Вячеславович, всё, включая музыку и рисунки, разрабатывают сами ученики и стараются свести плагиат к минимуму.

Ученики 11 класса представляли 3d игру. Особенность игры в том, что она может работать на любом устройстве. Следующим на IT-стенде выступал ученик 10 класса, представивший игру для очков виртуальной реальности. Человек просто надевал их, и видел перед собой небольшую квартиру, где он может свободно передвигаться. Далее нам показали 3D принтер в действии и несколько готовых деталей. Кафедра информатики лицея завершила свое выступление демонстрацией двух роботов.

Пленарная часть

По завершении выставки гости отправились в конференц-зал, где после приветственного слова начальника отдела организации общего образования управления образования администрации г. Магнитогорска Натальи Викторовна Сафоновой на пленарной части познакомились с докладами В. А. Беликова, Л. Н. Смушкевич и М. Н. Черепановой.

Пленарную часть в рамках программы стажировочной площадки открывал заведующий кафедрой образовательных технологий и дистанционного обучения Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета Владимир Александрович Беликов. В рамках своегодоклада на тему «Деятельностная основа формирования готовности к выбору профессии» Владимир Александрович же озвучил несколько тезисов, один из которых звучал так: «Образование обеспечит формирование личности, готовность к выбору профессии».  А учитывая схожесть терминов «образование» и «созидание», предложил понимать образование как созидание. Он подчеркнул, что именно через деятельность нужно формировать готовность к выбору дальнейшей жизни личности.

Владимир Александрович рассказал о том, что, когда разговаривал с учениками нашего лицея, ученики поделились с ним, что в лицее им в первую очередь приятно отношение учителей к учащимся и качество образования. И такое отношение учителей обеспечивает реализацию деятельностного подхода, ведь «чтобы добиться деятельности нужно заинтересовать учащегося».

Продолжила пленарную часть докладом на тему «Сетевое взаимодействие лицея с организациями науки, бизнеса, производства как условия формирования готовности к выбору инженерных профессий обручающимися» Людмила Николаевна Смушкевич – директор МАОУ "Академического лицея", почетный работник системы общего образования РФ. Гостям был показан видеоролик о жизни лицея, событиях и разнообразных практиках. Из фильма участники стажировки узнали историю создания лицея, а также достижения лицеистов и преподавателей за время работы. Система образования в лицее выстраивается с учетом профилизации. Для информационно-математического профиля открываются лаборатории компьютерной графики и дизайна, для социально-экономического профиля проводятся дискуссии и дебаты, а для естественно-научного в лицее действует лаборатория, а так же проводятся полевые практики. Учебные планы каждого профиля включают в себя дополнительные уроки, олимпиадные подготовки и индивидуально-групповые занятия.

Лицей совместно с вузами еще на ранних ступенях обучения готовит детей к их будущей специальности и создает специальные условия для формирования личности. Помимо этого лицей взаимодействует еще и со школами в других регионах, к примеру, не так давно, совместно с 22 школой г. Озерска были проведены военно-полевые сборы. Ученики лицея совершенствуют свои способности и принимают участие во множестве олимпиад, проводимых университетами, таких, как «Звезда», «Путь к успеху», «Мир в котором я живу» и.т.д.

Продолжая тему сетевого взаимодействия, заместитель директора лицея Черепанова Марина Николаевна презентовала проект «Инженеры будущего», разработанный в рамках концепции «ТЕМП». Концепция представляет собой систему, направленную на достижение конкурентного уровня получения естественно-математического и технологического образования в общеобразовательных учреждениях региона, организованное на всестороннее партнерство сетевым взаимодействием. А для того чтобы сконцентрировать подрастающее поколение на обучении передовым инженерным технологиям в системе «школа-ВУЗ-предприятие», и был организован проект.  Участие в нем дает ученикам возможность сформировать навыки командной работы, информационные, продуктивные, социальные компетенции, поработать в специализированных ресурсных центрах партнеров и научиться реализовывать инженерные проекты.  В среде городского взаимодействия «Академический лицей», обладая ресурсной базой, является  центром координации участия образовательных учреждений Магнитогорска в проекте «Инженеры будущего», полноценным партнером вузов, промышленных  предприятий, инновационного бизнеса. Благодаря проекту повышается не только квалификация педагога, который теперь владеет комплексным подходом в своей деятельности, но и имидж выпускника. Ведь он уже является личностью с командным опытом работы и способен осуществлять перенос полученных знаний в практику, то есть, востребован на федеральном рынке труда.

Практическая часть

Презентация IT-школы – совместного проекта «Compass plus» и «Академического лицея»

О компании «Compassplus». Благодаря проекту «Инженеры будущего» «Академический лицей» получил уникальную возможность сформировать партнерские отношения с компанией «Compass Plus». Это взаимодействие выгодно не только лицею, но и нашему партнеру – ЮУрГУ. Плодотворное сотрудничество обеспечивает лицею возможности организации профильных смен, посещения дня открытых дверей в главном офисе компании, работы на такой ресурсной площадке, как IT-школа, а университету – качественно подготовленных абитуриентов, площадки для проведения дня открытых дверей и организационную помощь в проведении олимпиады «Звезда».  О компании «Compass Plus» и подготовки IT-специалистов рассказал вице-президент ООО «CompassPlus» по работе с персоналом Андрей Олегович Беляев.

С 1994 года организация занимается разработкой программного обеспечения для обслуживания карт, электронных платежей и розничного банковского бизнеса, обеспечивает безопасность пользователей банковских систем и пластиковых карт, представляет собой команду, состоящую из более четырехсот человек, имеющую штаб-квартиры почти на всех материках мира и огромную клиентскую базу. В «Compass Plus» требования к сотрудникам очень серьезны: высокие интеллектуальные способности и профессионализм, знание «прикладной области», постоянное обучение и свободное владение английским языком – все это минимум того, чем необходимо владеть потенциальным работникам. Для обеспечения таких качеств компания организовала образовательные проекты, один из которых –  «школа программирования» – функционирует на базе «Академического лицея». Эти ресурсные центры имеют различный спектр направленностей и изучаемых дисциплин, однако все объединены общей целью – обеспечить качественную подготовку старшеклассников для успешного поступления в вуз, который впоследствии даст компании эффективных сотрудники.

Андрей Вячеславович Литвин, заведующий лабораторией Информатики и ИКТ, учитель информатики и ИКТ МАОУ «Академический лицей»,рассказал о результате совместной деятельности двух организаций. Речь шла об IT-школе, в основе которой лежит определенная система подготовки обучающихся классов информационно-математического профиля к объектно-ориентированному программированию. Она существует с 2012, но именно в этом году ее перенесли на площадку лицея, чтобы привлечь больше заинтересованных в программировании ребят. На данный момент в IT-школе занимаются 35 учеников 10-11 классов. В скором времени помимо очного отделения будет введено дистанционное обучение.

Площадка Презентация альбома «Заводчики Демидовы». Серия «Индустриальное наследие Урала проводила работу под руководством Натальи Станиславовны Фроловой – кандидатом исторических наук, преподавателем истории и обществознания. Актуальность данной работы заключалась в том, что наиболее явным на сегодняшний день является требование к возможности человека мобильно переключаться с одного вида деятельности на другой, быстро и успешно овладевать новыми знаниями, умениями, способами действий. Наталья Станиславовна представляла работу не одна, а с двумя ученицами 8Б класса: Каюмовой Аделей и Афанасьевой Марией. Девочки описывали, как осуществляется формирование обязательных умений, обеспечивающих коммуникативность индивида: компетентности образовательной, объектно-ориентировочной компетенции, специально композиционной компетентности и компетентности социально-трудовой. Учитель поставил перед лицеистками цель – совместить свои навыки в сфере гуманитарных и информационных наук. Для достижения этой цели девочкам понадобилось создать единое образовательное пространство, с чем они отлично справились.

Учащиеся подошли к данному проекту оригинально. Они  работали с историческими документами, с архивными материалами. И результатом стало создание книги «Индустриальное наследие Южного Урала XVIII-XIX вв». Лицеистки использовали свои знания в гуманитарной науке – истории, применив навыки работы с компьютерной графикой.  Гостям было интересно наблюдать, как Мария и Аделя с увлечением рассказывали о своём родном крае.

Подвела итог работе на площадке Людмила Николаевна Смушкевич : «Самое главное в работе – свободное творческое развитие ребёнка, его интересов и склонностей!». 

Педагогическая мастерская «Сетевое взаимодействие лицея с учебно-спасательным центром МЧС России в формировании инженерного мышления воспитанников военно-патриотического клуба «Комбат»» была представленаСтаниславом Анатольевичем Анпилоговым. Он раскрыл основные принципы реализации проекта. Главной и основной задачей образования сегодня является создание человека будущего с инженерным мышлением, творческого, созидающего что-то новое. Военно-патриотический клуб «Комбат» призван обеспечить условия для формирования инженерного мышления в рамках внедрения ФГОС на примере работы.

В рамках этого проекта ученики клуба на пять дней отправились в воинскую часть, где совместно с учениками из Озерска и Кургана изучали быт, подготовку и уровень технической оснащённости с точки зрения соответствия этих систем экстремальным законам. Ребята увидели ритм ежедневной жизни спасателя-профессионала, также они смогли на себе испытать всю сложность и ответственность этой работы. Армейский образ жизни, ежедневные занятия на полигоне, работа в экстремальных условиях (разломы мостов, стихийные бедствия, аварии) научили комбатовцев мыслить неординарно. 

В завершении доклада Станислав Анатольевич представил выдержки из эссе участников этого сбора: «Теперь и я знаю, для чего нужно то, что я познаю и где и как я смогу это применить»; «Мне ещё сильнее захотелось вступить в ряды МЧС. Ведь важна не сама служба, а умение чувствовать плечо товарища и понимание того, что товарищи всегда помогут тебе в трудную минуту». Данная практика стала уникальным опытом в жизни ребят. 

Групповой практикум «SWOT-анализ как инструмент проектного управления» проводился Еленой Витальевной Костомаровой, лицейским преподавателем, заместителем директора по воспитательной работе. Главными задачами, которые Елена Витальевна ставила перед собой, были следующие: объяснение сути  SWOT-анализа и его факторов, использование такого вида анализа на практике, его особенности и правила.

Практикум начался довольно необычно: Елена Витальевна раздала всем гостям по конфетке. Обертка соответствовала номеру стола прибывшего. Такой способ распределения на команды для практикума порадовал каждого.  Началась встреча со знакомства. Ведущая представилась и назвала «две правды и одну неправду» касательно себя и попросила гостей угадать где что.  Когда гости всё угадали, то Елена Витальевна попросила участников каждой группы друг с другом познакомиться, и также «написать две правды одну неправду. Так члены команд смогли познакомиться и  немного узнать друг друга.

За оригинальным началом последовала теоретическая часть, в рамках которой участники узнали о главных факторах данного вида анализа, например, о сильных и слабых сторонах организации, благоприятных внешних условиях и угрозах для нее. И, наконец, практическая, самая продолжительная часть тренинга. Каждой команде дали по одному из факторов SWOT-анализа, участники должны были привести несколько примеров с использованием предоставленного им фактора. По истечении короткого промежутка времени команды обменялись факторами и снова провели свои мини-исследования. Такая небольшая игра помогла гостям вывести определенный алгоритм достижения успеха при минимальной трудовой загруженности, способ выхода из критических ситуаций. Результаты практикума были вывешены на доску для ознакомления всех присутствующих.

Старт проектной деятельности участников стажировочной площадки

В завершении первого стажировочного дня участникам были выданы задания для самостоятельной работы в рамках темы стажировки. Суть этих заданий состояла в том, что каждый из участников по завершении работы должен будет сам представить свой проект по сетевому взаимодействию учебного заведения в соответствии с реальными условиями и возможностями.

Первый день стажировки освещали корреспонденты пресс-центра «Академического лицея»

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5.00 (голосов 3)