Для обучающихся Магнитогорска  выездные мастер-классы преподавателей Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» - настоящий подарок. Обычно их отличают актуальность, информативность, сжатость и предельная насыщенность. 25 октября всего за три часа 8, 9, 10 и 11 классы сразу нескольких школ и лицеев города Магнитогорска смогли в этом убедиться.

В гостеприимном здании академического лицея собралось много заинтересованных старшеклассников. Южно-Уральский государственный университет — одно из крупнейших образовательных учреждений Урала, а до начала реализации программы по созданию федеральных университетов — самый крупный по количеству студентов университет России – всегда с готовностью соглашается на встречи с будущими абитуриентами в Магнитке.  И вовсе не случайно, что данное мероприятие проводилось на базе МАОУ «Академический лицей», ведь здесь не первый год успешно функционирует ресурсный центр по работе с одарёнными детьми. К тому же ЮУрГУ давно является одним из самых главных партнеров лицея в реализации проекта «Инженеры будущего» - ключевого в воплощении концепции естественно-математического образования «ТЕМП» (крупнейшей образовательной программы Челябинской области).

Два года назад агентство «Эксперт РА» включило данный вуз в список лучших высших учебных заведений Содружества Независимых Государств. С каждым годом все больше и больше магнитогорских ребят выбирают ЮУрГУ для продолжения учебы. И к дому близко, и качество преподавания – одно из лучших в стране, и есть из чего выбирать: три научных и учебных центра, десятки факультетов, восемь собственных институтов и лабораторий.

На этот раз магнитогорским старшеклассникам была представлена обширная программа, напрямую работающая на самые главные интересы современного успешного ученика: олимпиады, экзамены, точная профессиональная ориентация. Программа дня открылась выступлением Игоря Алексеевича Щурова, заместителя директора политехнического института ЮУрГУ,  доктора технических наук, профессор кафедры «Технологии автоматизированного машиностроения». Он поставил перед собой очень сложную задачу: за считанные часы объяснить достаточно большой аудитории специфику подготовки к многопрофильной инженерной олимпиаде «Звезда». Профиль, избранный выступающим, – «Технология материалов и машиностроения». Ребята из 8-11классов, собравшиеся в актовом зале лицея, проявили самый живой интерес к теме выступления И.А. Щурова, задав докладчику вопросы о преимуществах и подводных камнях олимпиадного движения.

Подготовку к многопрофильной инженерной олимпиаде «Звезда» сменило занятие, которым заинтересовались 11 классы, которым через несколько недель (7 декабря) предстоит сдавать свой первый экзамен – сочинение. Елена Владимировна Пономарева, директор  института социально-гуманитарных наук ЮУрГУ, доктор филологических наук, профессор, назвала свой мастер-класс просто – «Подготовка к сочинению». Хотя, как выяснилось в ходе общения, далеко не все в его написании так уж просто.  Сложно за 3 часа 55 минут создать качественное рассуждение на свободную тему, связанную с вечными понятиями мирового искусства: честь и бесчестие, победа и поражение, опыт и ошибки, разум и чувства. Ученица академического лицея Анастасия Лунцова (11Б) поделилась с нами своими впечатлениями: «Я с удовольствием посетила курс по подготовке к итоговому сочинению. Занятие помогло мне понять суть экзамена. Мы подробно разобрали структуру сочинения и поговорили почти обо всех произведениях русской классики, которые подойдут в качестве аргументов. Также профессор Е.В. Пономарева рассказала нам о секретах успешного написания сочинения, например: не подвергать себя стрессу и периодически давать отдохнуть своему мозгу. Мероприятие очень впечатлило качеством подачи материала, помогло укрепить свои знания. Всем одиннадцатиклассникам могу порекомендовать не бояться будущих экзаменов, а тщательно к ним готовиться, чтобы идти на них с полной головой знаний».

Те школьники, для которых тема сочинения пока не сильно актуальна, а также те, кто уже разобрался, как его сдавать, пошли на мастер-класс Ильяса Радиковича Уразбахтина, старшего преподавателя кафедры «Финансы, денежное обращение и кредит» ЮУрГУ. Деловая игра, которую он очень динамично и ярко провел, называлась «Экономика фирмы» и была предназначена для старших учеников. В ней приняли участие одиннадцатиклассницы академического лицея Даша Писарева и Женя Лаптева. Им слово.

Евгения Лаптева, 11А: «Поскольку я планирую связать свою дальнейшую жизнь с экономической специальностью, то меня очень заинтересовал семинар «Экономика фирмы». Побывав на данном курсе, мы смогли почувствовать себя реальными предпринимателями, маркетологами, столкнулись с проблемами, которые возникают при реализации фирмы и создании рекламы в настоящей жизни. Безусловно, данная практика пошла мне на пользу. Рассмотрев все сложности подобных профессий, я сделала выводы о том, какие для меня представляют больший интерес».

Дарья Писарева, 11А: «Я уже давно изучаю экономику на олимпиадном уровне, именно поэтому решила попробовать себя не только в теории, но и практике. Ведь теория фирмы – одна из сложнейший областей. Мне удалось углубиться в эту тему. Мне это очень нужно, ведь я планирую связать свою жизнь с профессией экономиста, может быть, менеджера. Мастер-класс «Экономика фирмы» помог мне убедиться, что я заинтересована в специальностях на стыке точных и гуманитарных наук, так что выбор пока останавливаю на экономике».

Учащиеся, планирующие связать свою жизнь с юриспруденцией, посетили занятие доцента кафедры «Профессиональная подготовка и управление в профессиональной сфере» Валерия Геннадьевича Тищенко под названием «Юридическая ответственность несовершеннолетних». В подготовленной им деловой игре приняли участие 8,9,10, 11 классы, можно сказать, что она стала самой массовой игрой дня.

Директор академического лицея Л.Н. Смушкевич так прокомментировала состоявшую встречу: «Для нас честь принимать на своей территории таких высококлассных специалистов, какими являются преподаватели ЮУрГУ. Уже несколько лет мы бесперебойно поддерживаем партнерские отношения с данным вузом, потому что он действительно способен заинтересовать современного абитуриента грамотно выстроенной работой, успешным преподаванием научных дисциплин, точным пониманием потребностей сегодняшнего дня. Кто такой хороший образовательный партнер? Прежде всего, для нас это та организация, с которой сформулированы общие цели, с которой есть близкое понимание мировоззренческих основ преподавания и воспитания молодого поколения. Вот почему мы вместе реализуем проект «ТЕМП», вот почему у нас нет разногласий в реализации проекта «Инженеры будущего». На крыше главного корпуса ЮУрГУ установлены две медные скульптуры. Слева — Прометей, несущий огонь — символ знания, справа — богиня Слава, держащая венок — награду за любовь к учебе и победы. Если объединить все эти значения, получится наш общий девиз: качество знаний, любовь к ним плюс жажда победы – законной награды за верно избранный путь в образовании».

Пресс-центр академического лицея



Мастер-классы преподавателей ЮУрГУ глазами учеников

Насыщенная жизнь в лицее не позволяет расслабиться. Не успели мы отметить день лицеиста и наградить победителей «Одиссеи разума», как уже 25 октября на базе «Академического лицея» прошло мероприятие для старшеклассников города Магнитогорска, являющихся участниками сетевого взаимодействия в реализации проекта «Инженеры будущего». Преподаватели «Южно-Уральского государственного университета» провели мастер-классы для тех, на чьих плечах лежит будущее нашей страны.

Площадка 1

Мастер-класс "Преодоление тайн медиа-пространства" проводила профессор, доктор философских наук института лингвистики и международных коммуникаций ЮУрГУ Екатерина Григорьевна Прилукова. Многие из вас, наверняка, знакомы с понятием "Медиа-пространство". Оно и не удивительно, ведь современный человек ежедневно получает огромный объем информации. И вся эта информация построена таким образом, чтобы оказать воздействие на нас – зрителей и читателей. И сегодня лицеисты сами в этом убедились, посмотрев 3-минутный видеоролик о жизни героя за 70 лет. 70 лет жизни за 3 минуты... Безусловно, разница между картинкой и реалией колоссальная: зритель не догадывается о том, что действительно происходило во время съемок, как выстраивался сюжет и каков был первоначальный замысел режиссера.

Мы смотрим на игру, цвета и подачу картинки - таким образом у нас вырабатывается иллюзия восприятия реальной картинки, но это лишь созданная реальность. Волей-неволей люди видят мир через то, что им предлагают, через технических посредников. Так и появляется понятие "медиа-пространства" или "медиа-реальности".

Не просто мастер-класс, а настоящий урок философии произвел на ребят впечатление. Каков же итог? Профессор ЮУРГУ дала нашим ученикам на последок бесценный совет: чтобы не стать марионеткой под воздействием СМИ, нужно оставаться человеком, слушать самого себя и жить так, как велит тебе сердце и разум.

Александра Кругова, 11б класс

Площадка 2

Преподаватель высшей школы экономики ЮУрГУ Уразбахтин Ильяс Радикович подготовил для старшеклассников, среди которых были не только лицеисты, две игры по экономике, одна из которых была связана с креативностью в создании рекламы и её секретами, а вторая – уже более серьёзная – требовала от лицеистов верных расчётов, распределения ресурсов, бюджета и выгодной продажи товара. Группы учеников представляли собой поставщиков, заводы и покупателей. Экономическая игра позволила старшеклассникам проверить свое умение работать в команде, совершать важные сделки, разумно оценивать экономическую ситуацию и распоряжаться своими ресурсами. Ученики остались довольны данным мастер-классом и заинтересовались перспективами поступления в ЮУрГУ на экономические специальности.

Екатерина Скуридина, 11б класс

Площадка 3

На лекции педагога директора института социально-гуманитарных наук ЮУрГУ, доктора филологических наук, профессора Еленой Владимировной Пономаревой, посвященной специфике написания декабрьского сочинения, мы получили множество полезных советов для того, чтобы сдать этот экзамен как можно успешнее. Преподаватель провела простую, но в то же время очень яркую аналогию, сравнив литературу с такими точными науками, как химия и геометрия. Это позволило ученикам 10-11 классов ясно понять структуру итогового сочинения.

Также мы получили ценные советы, как избежать ошибок в сочинении. Во-первых, после написания работы в черновик, стоит ее отложить и подумать о чем-нибудь отвлекающем на минуты 2-3, а после перечитать работу. Во-вторых, перечитывание работы задом наперёд или же шепотом вслух также является способом выявления собственных ошибок.

В 2016 году на сочинение представлены 5 направлений: разум и чувство, честь и бесчестие, опыт и ошибки, победа и поражение и дружба и вражда. Мы обсудили каждое из этих направлений, узнали для себя что-то новое. Преподаватель прокомментировала множество произведений классической литературы и, конечно же, порекомендовала произведения и рассказы, проблемы которых являются актуальными и походят для направлений сочинения.

В конце лекции педагог отвечал на вопросы, также касающиеся эффективного написания декабрьского сочинения и возможности получить дополнительные баллы при поступлении.

Анна Плотникова, 11б класс

Площадка 4

Валерий Геннадьевич Тищенко, доцент института юстиции ЮУрГУ, кандидат исторических наук начал свою беседу с весьма прагматических вопросов: насколько выгодно получать юридическое образование и сколько это будет по времени, удастся ли совмещать учебу и работу и т. д.

Но вскоре от вводных вопросов мы перешли к полезной игре «Юридическая ответственность несовершеннолетних», которую проводили студенты института. Для начала мы распределились на две команды. Первая имела слоган «Совершил преступление – отвечай по полной!», а слоган второй команды был противопоставлен первой: «Не надо наказывать преступников, зачем отвечать злом на зло…?»

Сама игра представла собой несколько этапов с последующим разбором задания. Первые два задания – это анализ примеров правонарушений несовершеннолетних. Команды, опираясь на ситуацию, отвечали на такие вопросы: как «можно ли было предотвратить это событие?» или «какую ответственность понесут виновники?».

Были также задания на распределение правонарушений на уголовные, административные, гражданские и тд.

Особенно интересным стал постановочный суд, в котором были почти все обязательные участники судебного заседания: судья, обвиняемый, сторона защиты (адвокат) и сторона обвинения.

В конце каждого задания нам зачитывали правильный ответ и комментарий: как надо работать, применяя знания Конституции и Уголовного кодекса РФ. В конце самой лекции нам зачитали несколько интересных фактов из статистики. Так, например, мы узнали, что каждое 20-ое преступления совершается несовершеннолетними или при их соучастии. Важен был и совет, как самому не совершить преступления и не попасть в плохую компанию, которая может к этому подтолкнуть.

Лекция была действительно интересной и полезной, особенно для старшеклассников, которые в будущем хотят связать свою жизнь с юриспруденцией.

Никита Перушков, 11б класс

Площадка 5

Щуров Игорь Алексеевич заместитель директора политехнического института ЮУрГУ, доктор технических наук, профессор кафедры «Технологии автоматизированного машиностроения» рассказал ученикам, которые отдают предпочтение точным наукам, о такой уникальной отрасли, как машиностроение. Доктор технических наук разложил все по полочкам, представив ребятам широкий спектр современных направленностей этой науки, подразделяемой на восемь факультетов. Аудитория получила бесценный опыт и знания, которые пригодятся в решении вопроса о выборе дальнейшей профессии.

Валерия Реунова, 7б класс

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3.75 (голосов 4)