Слово «десант» у большинства тех, кто его слышит или произносит, ассоциируется, скорее всего, с выполнением какой-либо значимой боевой задачи. Но что же тогда такое «филологический десант»? Битва за русский язык, за его историю и традиции, за его чистоту и значимость в жизни общества? Мы расспросили педагога, который подготовил ребят из 8-х классов Академического лицея  к столь ответственному десантированию - Сулейманову Д.З.

26 апреля в рамках недели русского языка в лицее состоялся «Филологический десант». Участники десанта – ученики 8-х классов. Они раскрыли свои  парашюты  –  приготовленные заранее презентации и интересные рассказы – и успешно приземлились на самых разных площадках –  на уроках лицеистов всех возрастов, от пятого до десятого класса. Наши лицеисты ненадолго, всего  на 10 минут, были по-настоящему захвачены – захвачены историями о возникновении славянской письменности. Восьмиклассники в преддверии широко празднующегося во всем славянском мире праздника – Дня славянской письменности – постарались рассказать о тех, кто создал первые славянские азбуки, о самих азбуках и их загадках и о древнейших памятниках славянской письменности.

Наши десантники очень старались сделать свои рассказы познавательными и одновременно интересными. Чего только ни делали удивленные и заинтригованные  лицеисты за короткое время, отведенное для десантирования! Они рассматривали на экранах таинственную вязь глаголицы (на что же все-таки похожи эти удивительные узелки и линии?). Узнавали значения названий букв кириллицы и пробовали прочитать тайное послание создателей азбуки всем, кто будет когда-либо изучать славянский алфавит (теперь то и вы посвящены!  Аз буки веди… – Я буквы знаю). Ребята как будто сами перелистывали  показанные им на экране пожелтевшие листы пергамена и, разглядывая красочные начальные буквицы Остромирова Евангелия или  неровные строчки знаменитой надписи царя Самуила, пытались прочитать древние священные письмена и догадаться, что же все-таки значит  надпись на глиняном кувшине, которую когда-то древний гончар выцарапал  по свежей глине, – горчица? Горух написал?  А еще лицеисты разгадывали кроссворды, загадки, отвечали на вопросы викторины.

Некоторым же классам повезло в особенности: там предусмотрительные восьмиклассники, которые должны были получить у ребят отзывы на свои выступления, приготовили сладкие призы за правильные ответы на мини-викторину. Отзывы они получили прекрасные! Но совсем не из-за конфет – слушатели отмечали, что «узнали много нового и интересного». Вот еще отклики ребят из разных классов: «Хороший доклад, прозвучало много интересной информации», «Круто! Молодцы», «Я стал немного умнее, все понравилось», «Презентация мне понравилась. Текст был выстроен хорошо, был контакт со зрителем», «Узнал много нового. Отличная тема. Спасибо за выступление»,  «Круто, затащили», «Идеально! Молодцы!», «Очень интересный и познавательный рассказ, девочек было приятно слушать», «Они рассказывают интересно, зачет» (кстати, благодаря отзывам выяснилось, что  любимые оценочные слова у наших  лицеистов – «круто» и  «норм», но были и оригиналы: знатоки русского языка из 9  класса, отзовитесь, в каком словаре вы нашли эту оригинальную оценку – «Жосска!»).

Были и критические замечания и пожелания нашим докладчикам: ребятам желали «быть поуверенней» и «совершенствовать ораторское мастерство», отмечали ошибки в произношении некоторых слов и невнятную речь некоторых выступающих. Что ж, наши «десантники» будут знать, над чем им еще нужно поработать, чтобы сделать любое свое выступление ярче и убедительнее.

Самое главное, что мы теперь твердо запомнили благодаря нашим восьмиклашкам, – через месяц, 24 мая, будем отмечать день славянской письменности и знать, «откуда есть пошла» славянская азбука.

Сулейманова Д.З.,
учитель русского языка, кандидат филологических наук

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5.00 (голосов 2)