В конце февраля в Академическом лицее состоялся городской конкурс эссе, посвященный толерантности, а в апреле прошло награждение его победителей. Конкурс, созданный для совершенствования лингвистической, коммуникативной и культурологической компетенций, учащихся, для формирования прочных орфографических, пунктуационных навыков, а также стимулирования талантливых подростков, на самом деле решает еще одну важную задачу. Он позволяет молодому поколению писать, думать, высказываться о самых наболевших проблемах современности. И, что важно, быть услышанным и по достоинству оцененным! В очном этапе конкурса эссе приняли участие 120 учеников почти из всех образовательных учреждений города. В фотоотчете Бирдиченко Т.С., отразившем весеннюю церемонию награждения, вы можете увидеть счастливые лица победителей и их педагогов. Предлагаем вашему вниманию мнение призера конкурса Арины Вахницкой из 9А, интервью с одним из преподавателей кафедры русского языка и литературы, традиционно организовывающей конкурс, а также фрагменты работ лучших эссеистов города.

Я учусь в математическом классе, потому участие в конкурсах по русскому языку для меня внове. И хотя я стала одним из победителей лицейского тура, сомнения не покидали меня до последней минуты. Участников так много, и вероятность того, что я смогла бы попасть в число призеров, казалась небольшой. Сейчас, когда уже известны результаты столь ответственного и столь массового городского конкурса, чувство гордости переполняет меня.  Я на самом деле рада, что смогла перебороть себя и все же приняла участие в важном проекте. Оказалось, если постараться, то можно многого добиться. Главное, отнестись к делу серьезно и ответственно. 

Конечно же, я сильно волновалась перед эссе, и уверена, что другие участники испытывали такие же эмоции. Больше всего я переживала по поводу тем. Для меня это все впервые, и я даже не имела представления о том, что будет. Единственное, что меня воодушевляло: я буду писать в родных для меня стенах лицея. 

Когда ты занимаешь место в доставшейся тебе аудитории, и организаторы выдают листочки для написания эссе, ты чувствуешь волнение и огромное желание приступить к работе. В тот момент мне так хотелось быстрее увидеть темы для конкурса! Когда нам, участникам,  раздали их, и я увидела содержание листка с заданием, то я была в шоке. Темы были настолько интересны, что я не сразу смогла выбрать ту самую единственную, которая подойдет мне лучше всего. По-моему, это было самое сложное не только для меня…  Поначалу я написала часть эссе на одну тему. Потом поняла, что хочу писать о другой. Было тяжело, но все-таки я определилась с темой.

В эссе мне хотелось четко отразить свои мысли, показать то, как и что я думаю, ну и, конечно же, оправдать ожидания моих родителей и учителей. После того, как я узнала, что стала призером конкурса эссе 2016 года, я была очень рада. Этот конкурс помог понять, что мне нужно продолжать писать, т.е. заниматься тем, что я люблю. Теперь я с нетерпением жду следующих конкурсов по русскому языку, в которых смогу поучаствовать и проявить себя с лучшей стороны.

Вахницкая Арина, 9А класс Академического лицея,
призер городского конкурса эссе 

Награждение победителей городского конкурса эссе - все фото!

Собирая информацию о том, как прошел городской конкурс эссе, один из самых массовых и популярных магнитогорских конкурсов, посвященных русскому языку, наш Пресс-центр обратился с вопросами к преподавателю кафедры русского языка и литературы Т.А. Таяновой.

Татьяна Александровна, вы не первый год проверяете конкурсные работы. Как вы думаете, почему именно эта жанровая форма была избрана для городского конкурса? Расскажите о ее специфике?

На мой взгляд, это самый удачный выбор. Конкурс проводится для ребят из старших классов. К нам ежегодно приходят 9,10 и 11 классы лицеев, гимназий и школ города. Над ними висит дамоклов меч ЕГЭ по литературе в виде выпускного сочинения. А оно, как правило, не требует импровизации, «импрессионистического» следования за собственным настроением, эмоциями. В нем есть четкая композиция: введение, основная часть с обязательными аргументами, вывод. В нем царил объективная информация (факты, даты, теоретический материал, выкладки критиков, авторов учебника и т.д.). И эта информация лишь сопровождается некоторыми субъективными суждениями. В эссе же преобладает и даже царит субъективность! Также среди «плюсов» эссеистики - свободная композиция; возможность, трактуя тему, передавать индивидуальные впечатления и соображения, связанные с нею; обязательные образность, афористичность (как в поэзии); непринужденная манера в духе свободной беседы с читателем; наличие разговорной лексики. Также хорошие эссеисты часто используют интимные (глубоко личные) формы письменного общения, например, жанры письма и дневника, и подбирают соответствующую  интонацию. За это мы даем дополнительные баллы.

В чем главный плюс этого конкурса и для детей, и для педагогов?

Для детей, помимо хорошего языкового опыта и возможности узнать свой уровень речетворчества (ведь проверку осуществляет команда высококлассных специалистов – доцентов, профессоров, кандидатов наук), это возможность максимального выражения собственного «я»посредством рефлексии о той или иной цитате великого человека. Темы-цитаты нашего конкурса эссе порой напоминают хорошее стихотворение в прозе и по объему, и по глубине содержания. Для педагогов плюс – это возможность приобщиться к детскому творчеству, погрузившись в невероятно глубокий духовный мир хорошо пишущего и начитанного ребенка. Другие дети, как правило, на этот конкурс и не приходят.

С каждым годом проверяемые вами работы меняются? Или остаются прежними?

Меняется, пожалуй, направленность тем. Они все острее и острее с каждым годом. Действительность такова. Меняется, и это радует, количество участников. Их все больше. И количество желающих, уверена, будет только расти. Вообще, принять участие в работе одной из креативных, интеллектуальных площадок лицея и его ресурсного центра - хорошая возможность для городских ребят.

В чем специфика работ данного года? Их достоинства и недостатки.

Достоинства – в искренности и нестандартности подходов. Недостатки… Некоторые ребята путают форму эссе со школьным сочинением-рассуждением. Стараются банальные классические примеры из «Отцов и детей», «Войны и мира» и т.д. выдать за самостоятельные субъективные наблюдения и открытия. Не стоит мешать два жанра – литературное сочинение-рассуждение и эссе. Стоит начинать плясать от себя. А не от литературы и или мнений великих людей! Но в целом достоинств было больше. Ведь неслучайно в этом году мы отметили нашими грамотами и призами столько победителей и призеров!

 

А теперь предлагаем вам ознакомиться с фрагментами лучших эссе этого года. Приятно, что среди них есть немало работ наших лицеисток.

Куприянова Дарья. МОУ «СОШ № 51 им. Ф.Д. Воронова».  11 класс.

«Умение прощать, пожалуй, одно из самых сильных качеств, которыми способен обладать человек. Принимая на себя удар, достаточно тяжело не насытить душевное лоно горечью обиды, не озлобиться, а сохранить самообладание и подарить обидчику второй шанс. Но не скрепя сердце, а искренне и честно. Только вот как переступить через себя, если боль причинил родной человек. От близкого существа, будь то родство кровное или духовное, получить оглушительную пощечину, согласитесь, гораздо неприятнее, нежели от незнакомца, с которым вам довелось повздорить. Такая боль отравляет, не дает спокойно спать и разрушает, вонзаясь под кожу тысячами ежовых игл. А может,  даже и дикобразовых – они длиннее и толще. Только любящее сердце способно простить и пройти через все невзгоды и лишения, оставшись горячим и добрым. В основе прощения лежит величайшее на свете чувство, святая добродетель неиссякаемой веры. Любовь. Самый могущественный  человек – беззаветно любящий».

Коваленко Ксения. «Академический лицей», 11В класс.

«Что такое страх? Казалось бы, странный вопрос, ведь ответ очевиден. Все мы испытывали это чувство, но далеко не каждый сможет его описать словами.  …Каждый человек раз, а может быть, и не раз на своем веку стоял на пороге новой жизни. Он стоял в той точке, перешагивая которую, сознательно отказывается от настоящего, от привычного и понятного. Я думаю, что могу об этом говорить, потому что сама со страхом, но и с некоторым смирением приближаюсь к этой самой точке. Я заканчиваю школу. Заканчивается детство. Все труднее и страшнее становится принимать  решения, все сложнее доказывать свою состоятельность как личность. …Появляется намного больше ответственности, и откуда-то берется страх. …Страх – это адекватная реакция нашего мозга перед неизвестностью. Как правило, когда человек боится чего-то, то он прежде всего боится страха. Самого чувства, которое он может в итоге испытать. Нельзя подавлять в себе чувства! Бойтесь, волнуйтесь, рискуйте, но делайте! Делайте несмотря ни на что. Оно того стоит. Этими строчками я убеждаю не только вас, но и себя. Смело шагайте, смело выбирайте и знайте, что в мире все, все без исключения, к лучшему!»

Хазина Лия.  «СОШ № 28». 11 класс. 

«Что есть история? Это не просто система координат во времени, своеобразный счетчик человеческого бытия, а книга жизни, кладезь человеческих деяний и страстей, взлетов и падений. Это летопись духа, ибо человеческое в высшей степени есть духовное. История несет в себе своего рода послание от предков к будущим поколениям, о чем говорит Н. Карамзин.  Она передает их опыт юношам, только начинающим жить. Ведь в ней, действительно, изъяснение настоящего и пример будущего потому как история периодически повторяется,  ее события в новом ракурсе проецируются на книгу человечества. Ошибки прошлого проявляются вновь и вновь, а люди так и не научаются их исправлять ввиду своей невнимательности к истории. Да, именно к ней: литература не дает полной картины мира, история же является во всей своей широте и грандиозности. Надо только научиться читать ее и сделать своей главной и необходимой книгой.

…Творец истории – человек. Он же и ее читатель.  …Анализировать с внимательностью читателя прошлое и настоящее, чтобы иметь благоприятную почву в будущем. Ведь история, как сказал Николай Карамзин, - это «дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего»».

Мехонцева Анастасия. МЛ №1. 11 класс.

«Не стоит стыдиться боязни пауков, темноты или высоты, ведь страх – часть природы, с ним нужно бороться постепенно. Но есть один страх, который следует немедленно изгонять из своей души, как самый опасный вирус из тела. Это боязнь себя, свободы мыслей и чувств.

В современном мире стремление не выделяться из толпы действительно превратилось в боязнь,  не менее опасную, чем вирус Зика или лихорадка Эбола. Люди боятся сделать лишний шаг в сторону, сказать правду, выразить свое мнение. Этот страх охватывает их умы так сильно, что они уже и мнения своего не имеют, распространяя то, что  говорят по телевизору, пишут в Интернете. И к чему же это приводит? Человечество больше напоминает стадо безвольных овец, ведомое пастухом. Но так быть не должно. Каждый должен быть ведущим, лидером, личностью.

…Человек – творец, в нем скрыты безграничные возможности. Но, как известно, ничего не дается и не приходит просто так. «Не позволяй душе лениться», - писал Н.С.Заболоцкий. Только тяжелым трудом можно чего-то добиться в жизни. Для этого и нужно не бояться показывать себя. Не растиражированную вывеску, привычный всем бренд, а то, что скрыто глубоко в душе. Так и открываются таланты. Не нужно быть изобретателем, чтобы создавать что-то новое. Стоит лишь открыть глаза, увидеть красоту,  уникальность мира, и человек станет творцом своих мыслей. Он сможет сам, как гончар, создать сосуд собственной души и раскрасить его в любимые цвета, как искусный художник. Тогда из этого закаленного сосуда начнет вырываться теплый свет, и ничто, никто не сможет унять его, потому что владелец этой священной чаши будет любить мир, а не бояться его.

Нести в мир что-то новое – вот истинная цель личности, Человека. Начать свой путь к ней легко. Нужно стать собой, научиться использовать свои таланты. Сделав это,  вы уже будете впереди, как минимум, половины планеты. А затем спросите себя, кем вы хотите быть: кусочком серой аморфной массы или движущей силой человечества. Тот, кто выбрал последнее, всю жизнь будет продолжать взбираться на высокую гору, называемую успехом».

Котляр Кира. «Академический лицей». 9Б класс.

«На страницах истории сохранилось бесчисленное множество событий, прекрасных и ужасных… История видела множество народов на пике их силы и в горе поражения. Из поколения в поколение передаются тайны, секреты, знания.  От предков к потомкам переходит мудрость. Знание истории может предотвратить ужасные события. Опираясь на опыт предков, потомки не повторят ошибок и используют имеющиеся знания во благо. История – это одна из наук, знание которых необходимо каждому образованному человеку. Каждый человек творит историю. То, какой она будет, зависит лишь от нас».

Маргун Полина. «Академический лицей»,  9В класс.

«Во время страшных периодов в истории человечества никто никогда не задумывался о цене, бескорыстная помощь -  вот главная сила человека».

Рудник Анастасия. СОШ № 7. 9 класс.

«Не мешайте другим мыслить иначе! Вся прелесть существования и общения в том, что мы можем узнать множество различных мнений, касающихся какой-либо вещи, будь то фильм или картина. Мы должны уважать любое мнение, ведь всякая мысль, какая бы она ни была, есть что-то новое и ценное в мире. Каждая идея важна и имеет место быть, чтобы двигать общество вперед, рисуя иные горизонты. Мир полон людей, мнение которых отлично от вашего, но от этого не становится менее ценным, интересным и познавательным. Если вы хотите, чтобы все в этом мире были счастливы, а также остались понятыми, то начните со своего окружения. Позовите друзей в гости для общения и поговорите с ними на любую тему, выслушайте мнение каждого, и вы увидите, сколько граней есть у любого предмета в мире. Замечательно, что все мы мыслим по-разному, жизнь становится от этого ярче и интересней».

Чижова Алена. СОШ № 65. 10 класс.

«Жизнь – она такая размеренная и спокойная, распластанная (что невольно возникает вопрос: жива ли?) под солнцем обыденности, чьи лучи (приглядитесь, ну же) оказываются иллюзией, замирают рядом, скачут зайцами и дразнят, глупо подергивая носами, принюхиваясь к источающим удивительный – хотя как знать – и неуловимый аромат желания и чувств, и так больно вгрызаются в бушующий азарт перемен, и – кровь, грязная, опустошающая, выжигает все вокруг. Помилование подписано для одного, не больше и не меньше, страха.

Страх?

Люди боятся, источая неприятный, щекочущий ноздри запах. Боятся даже понять страх, чего уж говорить о борьбе. Одно утешение – некоторые способны присмотреться к нему и отвергнуть.

Помню, я тоже боялась, упускала шансы, упускала жизнь. Но искала ответы, роясь в своих и чужих – без разбору – мыслях, с каждым провалом занимаясь все больше, насупившись и распустив перья утраты. И возблагодарила всех и вся, уткнувшись в спину Достоевскому.

Запах свежих страниц, их тихий благородный шепот, беглый осторожный взгляд в сторону. Не разбудить бы страх: ответ рядом.

«Любопытно, чего люди боятся больше всего? – откинуться на спину, прислонясь к холодной поверхности окна, задуматься, закусывая губу, и не вытерпеть, кинуться обратно к тайне. - Нового шага, нового собственного слова они больше всего боятся».

Правда. Такая долгожданная и … простая? Но несмотря ни на что, хочется верить, стучать в чужие запертые сердца и делиться. Только никто не отпирает. Только никто не выслушивает. Только спрячутся, укрывшись одеялом страха и собственного мягкого и нежного «я доволен такой жизнью».

Ведь действительно, мы больше всего боимся быть собой и вместе с тем быть новыми.

Как часто мы решаемся на шаг вперед, на свое мнение, будь оно неладно. Редко, признайте. Отворачиваемся, мотаем головой и, жмурясь, опускаем ее вниз. Поклон! «Я не могу»,  «нет сил», «предел».

Оправдания для нашего страха готовы  накинуться на любого темною сворою. Просто потому, что так удобнее. Просто потому, что есть ложь о нашей хорошей жизни. Красивая, нарядная, со светлым лицом и протянутой рукой. Противно. Но плюнуть  воспитание не позволяет. А идет рядом – приятное тепло, детское, невинное, немощное.

Просто потому, что мы перестали мечтать и позабыли о чуде. Ан нет, о чуде мы помним, но в другом ракурсе. Чудо всемогущее. А чтобы оно мимо не проскакало случайно или намеренно (тут уж ничем не поможешь) – сиди, жди, бойся и умирай. Так?

Неужели ты, человек, называемый самим собой – великая честь – высшим существом, настолько отчаялся в своих силах и жалок, что не желаешь вступить в будущее – да вот оно, рядом, поверни голову – мимолетное движение, но такое тягостное и скрипучее – и ты заметишь, мерцающую тень, бледнеющую каждую секунду, ускользающую в пустыню мертвого времени, от пронизывающих ее ножей страха и сомнения. Неужели ты боишься возможного счастья и новообретений настолько, что не готов позволить себе открыться. Неужели ты не дашь себе и шанса? Неужели ты боишься… себя?

Похвально. Но разве игра – банальные слова, но все же, - не стоит свеч, которые ты безжалостно тушишь мнимым страхом?

Мы слабые ничтожные слуги страха перемен, разделившего корону – как нелепо - с нами.

И когда придет смерть, у неё будут наши глаза, глаза упущенных возможностей, шага, что мы не сделали, слова, что мы не сказали, извечного страха».

Кругова Александра.Академический лицей.  10Б класс.

«Возможно… Все это возможно, ведь мы оставляем право на фантазии за своими мыслями, которые мы черпаем  буквально отовсюду. Здесь, в бескрайнем полете, нет структурированных понятий, нет условностей. Есть только ты и твоя жизнь. И только ты решаешь, как с ней быть. Живи ей, дай право на эту жизнь, на оригинальные мысли не только себе, но и любому  другому человеку с такой же неповторимой и индивидуальной копилкой».

Фокина Дарья. Гимназия № 18. 10 класс.

«Мысль есть жизнь, она в центре Вселенной, которая живет внутри каждого. Мысль собирает человека по частям, собирает его Вселенную, его душу, сердце, жизнь. Человек живет, и его мысли подобны крыльям, способным унести в любое пространство».

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4.75 (голосов 2)