С 11 по 12 апреля в селе Миасское Красноармейского района Челябинской области на базе Института агроэкологии (филиал Южно-Уральского государственного аграрного университета) состоялась региональная проектно-аналитическая сессия для обучающихся старших классов школ Южного Урала. 

Данному проекту, инициаторами и бессменными организаторами которого являются ФГБОУ ВО ЮУрГАУ и МАОУ «Академический лицей» города Магнитогорска при активной поддержке Министерства сельского хозяйства Челябинской области, в 2019 году исполнилось три года. Нынешняя сессия называлась «Вызовы сегодняшнего дня: формирование экологической культуры молодежи средствами проектно-исследовательской деятельности». Все три года слово «вызовы» - обязательная часть заглавия сессий, потому что, как подчеркивают организаторы, этот проект направлен на рассмотрение самых актуальных вопросов развития и функционирования современного агропромышленного комплекса РФ.

На третью проектно-аналитическую сессию в село Миасское приехали представители сразу 10 муниципальных образований: 20 руководителей, 34 педагога и порядка 200 обучающихся из 28 школ Челябинской области. Так много участников проектно-аналитические сессии еще не собирали. Сама сессия тоже стала намного масштабнее: в этом году традиционная выставка научно-исследовательских, технических и творческих проектов обучающихся и студентов образовательных организаций Челябинской области представлена в большем объеме. Также была проведена очная конференция обучающихся и студентов «Актуальные вопросы формирования экологической культуры молодежи Южного Урала», в работе шести секций которой в качестве членов жюри приняли участие ведущие представители профессорско-преподавательского состава ЮУрГАУ – кандидаты и доктора наук.  Доклады ребят были посвящены как  экологическим трудностям сегодняшнего дня, так и воспитанию, развитию и распространению экологической культуры, мотивирующей молодого человека защищать природные экосистемы своей страны. Все собравшиеся отметили, что в целом программа сессии стала разнообразнее. Благодаря творческому подходу хозяев площадки – директора Института агроэкологии, кандидата с.-х. наук, доцента А.Ю. Ваулина, декана агрономического факультета Института агроэкологии, к.б.н., А.А. Калганова, заместителя декана агрономического факультета Института агроэкологии, к.с/х.н., Е.А. Минаева – сессия включала не только обязательную часть (разнообразные мастер-классы, практические занятия в лабораториях и музеях института), но и такие экскурсии, как «Библионочь», «Ночь в музее» и т.д. Обучающимся и педагогам также запомнилась увлекательная научно-просветительская командная игра «Открытая Лаборатория – ECO» на тему сбережения воды на планете. Она проходила в напряженной обстановке, лидеры менялись от раунда к раунду, и все сборные команды области доказали, что обладают достойными знаниями в сфере экологии и вовсе не случайно попали на столь значимое мероприятие.

На открытии сессии, 11 апреля, перед собравшимися выступил исполняющий обязанности  заместителя министра сельского хозяйства Челябинской области Александр Раевский. Было отмечено, что решение проблем экологии невозможно без воспитания экологически ответственного подрастающего поколения, которое неравнодушно относится к снижению качества окружающей среды и в будущем найдет способы остановить рост противоречий между техногенной цивилизацией и природой, сможет успешно работать в сельском хозяйстве, развивая НТР с учетом принципов экологии.

Выставка научно-исследовательских, технических, творческих проектов обучающихся и студентов порадовала разнообразием тем проектов: от традиционных промыслов до современных робототехнических моделей и интернет вещей. На ней с одинаковым увлечением собравшиеся делились технологиями изготовления тряпичных кукол и деревянных моделей техники и механизмов. В сравнении с прошлым годом модели, собранные обучающимися из LEGO, были сложнее, техничнее и имели глубокое обоснование сборки и функционала. Очень удивили всех присутствующих ребята из Златоуста, которые привезли на выставку замечательные картины сельской местности, нарисованные пастелью, а также яркие костюмы для девочек с вышивкой и аппликациями из ткани на тему Златоустовской гравюры на стали – русского народного художественного промысла, зародившегося еще в начале XIX века.  Естественно, главную роль на выставке в этом году играли проекты, связанные с экологией. Многие учебные заведения выставили хотя бы одно изделие на эту тему. Уровень работ, представленных жюри, был так высок, что судейскому составу пришлось непросто, ведь всегда сложно выбирать лучших среди равных.

Выставка показала, что современные школьники все чаще предпочитают работать над бизнес-проектами: экологическое масло от Коелгинской школ, грибницы вешенок и шампиньонов от школы Златоуста, муравьиные формикарии от Академического лицея г. Магнитогорска. Лучшим проектом выставки был назван проект «Технология изготовления формикариев для насекомых (на примере муравьёв)». Его автор -девятиклассник Дмитрий Сираков из Академического лицея – стал обладателем гран-при. Научный руководитель проекта Димы – учитель технологии МАОУ «Академический лицей» – П.А. Труфанов отметил: «Дмитрия уже несколько лет интересуют муравьиные колонии и все, что с ними связано. Он обладает глубокими знаниями об особенностях жизни муравьев. Его интерес давно преодолел формат простого хобби. Он разработал вариант создания корпуса формикария из акрилового стекла, который обязательно  пригодится людям, вот почему его можно признать вполне перспективным как бизнес-идею».

Наиболее сильными проектами выставки стали, по мнению жюри, «Действующие модели современной сельскохозяйственной техники на основе легоконструирования», выполненные студентами ЮУрГАУ, макеты старинного оружия из вторсырья, выполненные Шеренгиным Евгением (МОУ «Саккуловская СОШ»), групповой проект МОУ «Теченская  СОШ» – макет «Фермерское подворье», видеоролики творческих групп МАОУ «Академический лицей»: «В гостях у Менделеева», «Экология профессии», «Кошка Джинджер», «Химическое танго»; модель щуки из бутылок ПЕТ, сделанная группой лицеистов 5-6 классов; а также умная онлайн метеостанция десятиклассника из Академического лицея Тимура Батрутдинова.

Среди значимых мероприятий первого дня сессии стоит отметить пленарную часть, где с содержательным докладом выступил заместитель министра сельского хозяйства Челябинской области Александр Алексеевич Раевский, который в своем выступлении отметил, что современная государственная программа развития сельского хозяйства в полной мере обладает признаками проектной деятельности, поэтому проектный подход в управлении является обязательным условием инновационного развития отрасли. Также в пленарной части прозвучали информативные доклады директора Института агроэкологии, кандидата с.-х. наук, доцента Александра Юрьевича Ваулина, главного агронома ООО «НПО «Сад и Огород» («Сады России») Ольги Николаевны Гончар, директора МАОУ «Академический лицей», к.п.н., Почетного работника системы общего образования РФ Людмилы Николаевны Смушкевич.

Программа проектно-аналитической сессии включала разнообразные мастер-классы, которые очень понравились школьникам. Ребятам рассказывали и показывали, как выращивать грибы в домашних условиях, как ухаживать за клубникой, как производить экспертизу пищевых продуктов и растительную диагностику, совершенствовать ландшафтный дизайн и производить печенье. Насыщенный первый день сессии завершился дискотекой, организованной студентами института агроэкологии. Современная музыка и веселые конкурсы стали достойным завершением первого дня.

Второй день сессии был посвящен конференции «Актуальные вопросы формирования экологической культуры молодежи Южного Урала». Обучающиеся защищали свои проекты на секциях, работавших по самым разным направлениям: от химии и биологии до технических изобретений. Уровень исследовательской базы большинства работ заставил удивиться жюри конкурса, каждая из них заслуживала особого внимания, демонстрируя стопроцентную актуальность решаемых вопросов. Учениками Академического лицея были представлены проекты практически во всех направлениях. Глубина проработанности материала, а также уровень самих выступлений свидетельствовали о длительной и серьезной подготовке проектов.

Подводя итоги прошедшей проектно-аналитической сессии, проректор по воспитательной работе ЮУрГАУ М.М. Горожанина отметила, что проектно-аналитическая сессия дает толчок для научного творчества обучающихся в рамках одного из самых востребованных направлений – аграрно-промышленного. Также это мощный толчок к профессиональному самоопределению молодежи. Студенты имеют возможность совершенствовать свои проектные и исследовательские компетенции, участвуя в реализации грантов, проходя практику на базе самых современных агропромышленных холдингов и предприятий Челябинской области, а также участвуя в стажировках в нашей стране и за рубежом.

Директор МАОУ «Академический лицей», кандидат педагогический наук Л.Н. Смушкевич отметила:

«Я очень довольна итогами сессии. Не вызывает сомнений, что данная форма работы, возникшая в рамках деятельности Ассоциации «Образовательное содружество» при ЮУрГАУ, председателем которой является ректор ЮУрГАУ В.Г. Литовченко, а заместителем председателя и ответственным координаторам – я, очень перспективна и очень нужна людям. Наш проект работает по нарастающей. Интерес к нему стабильно растет. В работу сессии включаются новые участники, а постоянные, среди которых особо хочу выделить Златоуст, Троицк, Копейск, Магнитогорск, а также школы Сосновского района, усиливают свои позиции. Академический лицей и ЮУрГАУ организовали актуальное мероприятие для всего Южного Урала, и его просто необходимо продолжать в будущем. С самой первой сессии, проведенной нами в 2017 году, мы пытаемся развеять миф о том, что городской житель не может найти себя в АПК, не может получить профессию в аграрной сфере, нужную современности, востребованную не только на селе, но и в городах. По моему глубокому убеждению, сельскохозяйственные, аграрные и лесные профессии – профессии будущего. Наши сессии активно поддерживает Министерство сельского хозяйства Челябинской области, а также известные производители сельско-хозяйственной продукции региона, в том числе крупные агрохолдинги. Благодаря этому дети имеют возможность познакомиться с потенциальными работодателями и в будущем сделать правильный выбор профессии.

Например, в первой региональной проектно-аналитической сессии для старшеклассников города Магнитогорска и школ Челябинской области «Вызовы сегодняшнего дня – агропромышленный комплекс Челябинской области» приняли участие представители агрокомплекса «Чурилово» и компании «СИТНО». Это динамически развивающиеся производственные структуры, где отмечается ежегодное увеличение объемов и ассортимента выпускаемой продукции. Любой, кто задумывается о будущем АПК нашей страны, неизбежно приходит к мысли, что успех этого крупнейшего межотраслевого комплекса, объединяющего сразу несколько отраслей экономики, прежде всего в кадрах, которые для лучшего будущего нужно растить уже сейчас. Прошло время, когда каждый второй старшеклассник хотел стать юристом, экономистом, банкиром. Вызовы сегодняшнего дня побуждают выдвигать на первый план аграриев, инженеров, селекционеров, машиностроителей, специалистов по робототехнике и инновационным разработкам, ветеринаров, пищевиков – всех, кто будет уже в ближайшие годы создавать и поддерживать престиж нашего АПК – отрасли, в которой сегодня происходят революционные изменения. Именно эти моменты проговаривал заместитель министра сельского хозяйства Челябинской области Александр Раевский, когда мы в 2018 году открывали вторую проектно-аналитическую сессию под названием «Вызовы сегодняшнего дня: вовлечение молодежи в инновационное развитие АПК». Его доклад о главных инновациях в АПК Челябинской области был очень полезен всем собравшимся.

Говоря о сессии этого года, хочу отметить следующее. Когда мы определяли формат мероприятия, вовсе не случайно выбрали направление, связанное с экологией. Академический лицей, которым я руковожу, является ассоциированной школой ЮНЕСКО. Экопроекты занимают центральное место во всех программных документах данной международной организации. Но это не единственная причина, по которой мы активно поддерживаем эко-направление в работе наших педагогов и обучающихся. Экологическая проблематика напрямую связана с вопросами социальной ответственности. В статье 42 Конституции РФ сказано, что каждому гражданину гарантируется право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. Я уверена, что в создании этой благоприятной среды ключевую роль играет система всеобщего комплексного экологического образования, которая, кстати, должна начинать работать в школе, а еще лучше – в детском саду. Ученики информационных и естественнонаучных классов лицея регулярно выполняют проекты на экологическую тематику. Я очень горжусь, что Гран-при сессии 2019 года завоевал проект нашего обучающегося Дмитрия Сиракова «Технология изготовления формикариев для насекомых (на примере муравьёв)». Уверена, что это неплохой толчок для его будущей карьеры. Школа обязана стимулировать профессиональное самоопределение обучающихся, от этого зависит успешное будущее нашей страны».

Пресс-центр МАОУ «Академический лицей» г. Магнитогорска


1
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
2
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
3
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
4
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
5
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
6
60
61
62
7
8
9

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2.75 (голосов 2)