2018 год был объявлен в России Годом добровольца (волонтёра). В течение 12 месяцев велись дискуссии о гражданском и патриотическом воспитании детей и молодежи, обсуждались способы развития добровольческого мышления, которое базируется на принципе «Спешите делать добрые дела». Не в последнюю очередь сформированное волонтерское мышление направлено на поддержку экологии родной страны. Весь год шла усиленная работа по экопросвещению школьников, по созданию экодвижений, волонтёрских эколого-краеведческих отрядов, волонтёрских инклюзивных центров, поддерживающих и формирующих экокультуру. С 25 по 29 апреля в Магнитогорске состоялась международная конференция «Устойчивое экологическое развитие города глазами детей». Тогда в работе экологического форума, организованного по инициативе школьников и педагогов шести стран, активное участие принял и Академический лицей. Обучающиеся 11В класса и их педагоги – учителя химии и биологии М.Ю. Болотская, Н.Л. Калугина – представили в рамках образовательной программы форума несколько эксклюзивных экопроектов. Во всех странах есть промышленные города, и все они сталкиваются с одинаковыми проблемами, на пути решения которых первым шагом является воспитание экологической культуры.О том, что это такое, в своем неравнодушном эссе рассуждает Юлия Лукашенко из 8Б.

Мне нередко приходится сталкиваться в школьных учебниках с освещающими экологическую проблему статьями, где в качестве ее решения авторы целые листы бумаги изводят, чтобы написать о ветряных мельницах, солнечных батареях и прочих приспособлениях, которые якобы могут спасти нашу планету от экологической катастрофы. И каждый раз, когда мне приходится напарываться на такие штыки, раненое сердце недоумевает: неужели деньги, выделенные на всю эту технику, могут заткнуть в человеческих душах дыру эгоизма, из-за которой, собственно, и возникают все экологические проблемы? Ведь главное – это почувствовать природу всем своим сердцем, вместо ветряных мельниц создать хоть какие-то тропинки, соединяющие душу непосредственно с природой, ощутить, как сказал поэт Николай Рубцов, «самую жгучую, самую тесную связь» с природой. 

Человек и природа – это практически одно и то же. Они различаются лишь формой, способом самовыражения и, конечно, количеством пафоса. Но если взглянуть вглубь происходящего, отбросив маски в сторону, можно заметить непрерывную связь между душой человека и душой природы. Стоит только вспомнить, как робко пробивает слой влажной, еще не согретой после зимы земли новая трава, будто зубы младенца – розовую десну. Как среди мертвенной тишины доносятся звонкие и добрые голоса птиц, будто тёплый зов в душе угрюмого одиночки. 

Именно поэтому наша задача – почувствовать природу, научиться любить её и радоваться ей, ведь радость природе – это, наверное, и есть самая естественная, самая живая радость, которую мы можем испытывать. И только тогда желание выкинуть мусор на улице будет испаряться лишь потому, что сердце сжимается, представляя, как изящные травинки прогибаются под бременем мусора. И только тогда у людей появится желание что-то менять, глядя, как бескорыстная душа природы страдает от человеческого эгоизма. 

Но, увы, тех, кто действительно не только знает, но и чувствует это, можно сосчитать по пальцам. Мы приручили природу – нашего самого верного друга – лишь для того, чтобы воспользоваться её дарами исключительно ради наших собственных благ, не видя в ней что-то поистине живое, чувственное, человеческое…

И сейчас в первую очередь надо увидеть в природе человека, причём не форму, а душу, и полюбить её, заметив в ней качества самого доброго, верного и преданного товарища. Однако сначала тот же самый трюк необходимо проделать с собой: почувствовать в себе всё живое, человеческое и естественное, забыв про форму. И исключительно в этом случае можно будет искренне познать всю необъятность души природы.

Юлия Лукашенко, 8Б

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0.00 (голосов 0)