Кому нужно сдавать ЕГЭ по биологии?

Если Вы планируете получить высшее или среднее профессиональное образование, необходимо будет сдать экзамены в форме ЕГЭ по следующим предметам:

1. Обязательные предметы - русский язык и математика. Необходимы, для поступления во все вузы на все специальности.

2. Предметы по выбору - литература, химия, физика, география, биология, история, обществознание, иностранный язык, информатика и информационно-коммуникационные технологии.

Сдавать можно любое количество предметов из списка.

Если Вы не планируете продолжать обучение, то для получения аттестата достаточно сдать только обязательные предметы - русский язык и математику.

Таким образом, ЕГЭ по биологии сдают только те выпускники, которые планируют поступать в ВУЗы на программы подготовки по всем медицинским и биологическим специальностям, а также психологов и некоторых других. Каждое учебное заведение предъявляет свои требования к сдаче предметов по выбору в зависимости от его профиля и специальности. Необходимо заранее узнать в выбранном учебном заведении, какие предметы необходимо будет сдавать.

Полезно знать, что согласно пункту 21.1 «Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования», ВУЗ объявляет на информационном стенде приемной комиссии и на официальном сайте ежегодные правила приема и перечень вступительных испытаний по общеобразовательным предметам по каждому направлению подготовки (специальности) не позднее 1 февраля. Исключение может быть сделано в отношении новых направлений подготовки высшего профессионального образования, по которым ранее перечень вступительных испытаний не был определен.

Однако, на практике, сайты некоторых вузов обновляются не слишком часто, а телефонные номера приемных комиссий начинают «работать» незадолго до начала приемной компании; кроме того перечень сдаваемых при поступлении предметов может довольно резко измениться  где-нибудь посередине учебного года (как это было 2008-09 уч.г.). Поэтому получать информацию о сдаваемых предметах имеет смысл неоднократно в течение года и с привлечением нескольких источников – сайтов выбранных учебных заведений, официального сайта ЕГЭ, звонков в приемную комиссию; довольно много полезной информации можно получить, общаясь на форуме студентов, выбранного вами учебного заведения.

Хотелось бы отметить, что практика проведения ЕГЭ по всем предметам показывает, что  ЕГЭ по биологии  выбирают не только учащиеся, намеренные поступать в  ВУЗы биологического профиля и прошедшие  в связи с этим усиленную подготовку, но и учащиеся, посчитавшие биологию резервным предметом. При этом последние зачастую неадекватно оценивают уровень свой подготовки и недооценивают уровня сложности предмета.

Общая характеристика ЕГЭ по биологии

ЕГЭ проводится в форме тестирования. На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут). Все задания экзаменационной работы соответствуют Обязательному минимуму содержания биологического образования за основную и среднюю школу.

Содержание работы не выходит за пределы курса биологии средней школы и не зависит от того, по какой авторской программе и по какому учебнику ведется преподавание в школе.

Что нужно взять с собой на экзамен

Дополнительные материалы и оборудование на экзамене по биологии не используются.

Содержание контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по биологии

Экзаменационная работа включает следующие блоки:

1. Биология как наука. Методы научного познания.

1.1. Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира.

1.2. Уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Биологические системы. Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие, воспроизведение, эволюция.

2. Клетка как биологическая система.

2.1. Современная клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов - основа единства органического мира, доказательство родства живой природы.

2.2. Многообразие клеток. Прокариотические и эукариотические клетки. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.

2.3. Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека.

2.4. Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки - основа ее целостности.

2.5. Обмен веществ и превращения энергии - свойства живых организмов. Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле.

2.6. Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства. Матричный характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот.

2.7. Клетка - генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Соматические и половые клетки. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз - деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Роль мейоза и митоза.

3. Организм как биологическая система.

3.1. Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы, гетеротрофы. Вирусы — неклеточные формы жизни.

3.2. Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и отличие полового и бесполого размножения. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение.

3.3. Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушения развития организмов.

3.4. Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Методы генетики. Основные генетические понятия и символика. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

3.5. Закономерности наследственности, их цитологические основы. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы (моно- и дигибридное скрещивание). Законы Т. Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания.

3.6. Закономерности изменчивости. Ненаследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции.

3.7. Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм.

3.8. Селекция, ее задачи и практическое значение. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции: учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений; закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции и их генетические основы. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции. Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных.

3.9. Биотехнология, ее направления. Клеточная и генная инженерия, клонирование. Роль клеточной теории в становлении и развитии биотехнологии. Значение биотехнологии для развития селекции, сельского хозяйства, микробиологической промышленности, сохранения генофонда планеты. Этические аспекты некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленные изменения генома).

4. Система и многообразие органического мира.

4.1. Многообразие организмов. Значение работ К. Линнея и Ж.-Б. Ламарка. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность

4.2. Царство бактерий, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Бактерии - возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями.

4.3. Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников.

4.4. Царство растений. Строение (ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и размножение растительного организма (на примере покрытосеменных растений). Распознавание (на рисунках) органов растений.

4.5. Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных, роль растений в природе и жизни человека.

4.6. Царство животных. Одноклеточные и многоклеточные животные. Характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, роль в природе и жизни человека.

4.7. Хордовые животные. Характеристика основных классов. Роль в природе и жизни человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у животных.

5. Организм человека и его здоровье.

5.1. Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания, выделения. Распознавание (на рисунках) тканей, органов, систем органов

5.2. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: опорно- двигательной, покровной, кровообращения, лимфообращения. Размножение и развитие человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов

5.3. Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины

5.4. Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой

5.5. Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции. Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека

5.6. Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными). Предупреждение травматизма, приемы оказания первой помощи. Психическое и физическое здоровье человека. Факторы здоровья (аутотренинг, закаливание, двигательная активность). Факторы риска (стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение). Вредные и полезные привычки. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Репродуктивное здоровье человека. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека

6. Эволюция живой природы.

6.1. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования.

6.2. Развитие эволюционных идей. Значение эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Синтетическая теория эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С. Четверикова. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

6.3. Доказательства эволюции живой природы. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов.

6.4. Макроэволюция. Направления и пути эволюции (А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен). Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Усложнение живых организмов в процессе эволюции.

6.5. Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека.

7. Экосистемы и присущие им закономерности.

7.1. Среды обитания организмов. Экологические факторы: абиотические, биотические, их значение. Антропогенный фактор.

7.2. Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структура экосистемы. Трофические уровни. Цепи и сети питания, их звенья. Правила экологической пирамиды. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей и сетей питания).

7.3. Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие и смена экосистем. Устойчивость и динамика экосистем. Биологическое разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ - основа устойчивого развития экосистем. Причины устойчивости и смены экосистем. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Агроэкосистемы, основные отличия от природных экосистем.

7.4. Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Живое вещество, его функции. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот веществ и превращение энергии в биосфере, роль в нем организмов разных царств. Эволюция биосферы.

7.5. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека (нарушение озонового экрана, кислотные дожди, парниковый эффект и др.). Проблемы устойчивого развития биосферы. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Правила поведения в природной среде.

В экзаменационной работе, кроме того, предусматривается проверка различных видов умений и способов действий: объяснять биологические процессы и явления; устанавливать взаимосвязи; решать биологические задачи; распознавать, определять, сравнивать биологические объекты, процессы и явления; анализировать и оценивать биологическую информацию; делать выводы; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Обобщенный план экзаменационной работы по биологии

При всем внешнем многообразии тестов ЕГЭ, все варианты работ содержательно параллельны. Параллельность обеспечивается подбором сходных заданий, рас­положенных на одинаковых позициях в работе (как по разделу знаний, так и по уровню сложности). Например, в любом из вариантов ЕГЭ, вопрос А14, будет посвящен типу Хордовых, а А28 – проблеме метаболизма и т.д. (см. таблицу)

Обозначение заданияПроверяемые элементы содержанияУровень сложности заданияМакс. балл за задания
А1 Биология как наука. Методы научного познания. Признаки и уровни организации живой природы Б 1
А2 Клеточная теория. Многообразие клеток Б 1
АЗ Клетка: химический состав, строение, функции органоидов Б 1
А4 Клетка - генетическая единица живого. Деление клеток Б 1
А5 Разнообразие организмов. Вирусы Б 1
А6 Воспроизведение организмов. Онтогенез Б 1
А7 Генетика, ее задачи, основные генетические понятия Б 1
А8 Закономерности наследственности. Генетика человека Б 1
А9 Закономерности изменчивости Б 1
А10 Многообразие организмов. Бактерии. Грибы Б 1
А11 Растения. Строение, жизнедеятельность, размножение цветковых растений Б 1
А12 Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных Б 1
А13 Одноклеточные и многоклеточные животные. Основные типы беспозвоночных, их характеристика. Классы членистоногих Б 1
А14 Хордовые животные. Основные классы, их характеристика Б 1
А15 Человек. Ткани. Органы, системы органов: пищеварения, дыхания, выделения Б 1
А16 Человек. Органы, системы органов: опорно-двигательная, покровная, кровообращения, лимфообращения. Размножение и развитие человека Б 1
А17 Внутренняя среда организма человека. Иммунитет. Обмен веществ Б 1
А18 Нервная и эндокринная системы человека. Нейрогуморальная регуляция Б 1
А19 Гигиена человека. Факторы здоровья и риска Б 1
А20 Эволюция живой природы. Вид. Популяция. Видообразование Б 1
А21 Эволюционная теория. Движущие силы эволюции Б 1
А22 Результаты эволюции. Доказательства эволюции организмов Б 1
А23 Макроэволюция. Направления и пути эволюции. Происхождение человека Б 1
А24 Экологические факторы. Взаимоотношения организмов Б 1
А25 Экосистема, ее компоненты. Цепи питания. Разнообразие и развитие экосистем. Агроэкосистемы Б 1
А26 Биосфера. Круговорот веществ в биосфере. Глобальные изменения в биосфере         Б 1
А27 Структурно-функциональная и химическая организация клетки П 1
А28 Метаболизм клетки. Энергетический обмен и фотосинтез. Реакции матричного синтеза П 1
А29 Деление клетки. Воспроизведение организмов П 1
АЗО Генетические закономерности. Влияние мутагенов на генетический аппарат клетки и организма П 1
А31 Селекция. Биотехнология П 1
АЗ 2 Многообразие организмов П 1
АЗЗ Процессы жизнедеятельности организма человека П 1
АЗ 4 Человек. Нейрогуморальная регуляция. Анализаторы. Высшая нервная деятельность П 1
АЗ 5 Эволюция органического мира. Экосистемы и присущие им закономерности П 1
АЗ 6 Общебиологические закономерности П 1
В1 Обобщение и применение знаний о клеточно-организменном уровне организации жизни П 2
В2 Обобщение и применение знаний о многообразии организмов и человеке П 2
ВЗ Обобщение и применение знаний о надорганизменных системах и эволюции органического мира П 2
В4 Сопоставление особенностей строения и функционирования организмов разных царств П 2
В5 Сопоставление особенностей строения и функционирования организма человека П 2
В6 Сопоставление биологических объектов, процессов, явлений, проявляющихся на клеточно-организменном уровне организации жизни П 2
В7 Сопоставление биологических объектов, процессов, явлений, проявляющихся на надорганизменных уровнях жизни П 2
В8 Установление последовательности биологических объектов, процессов, явлений П 2
С1 Применение биологических знаний в практических ситуациях (практико- ориентированное задание) П 2
С2 Работа с текстом или рисунком В 3
С3 Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов В 3
С4 Обобщение и применение знаний в новой ситуации об эволюции органического мира и экологических закономерностях В 3
С5 Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации В 3
С6 Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации В 3

Распределение заданий по основным содержательным блокам

Содержательные блокиОбщее число заданийЧисло заданий в каждой частиМаксимальный первичный балл
Часть 1АЧасть 2ВЧасть 3С
1. Биология как наука. Методы научного познания 1 1 -   1
2. Клетка как биологическая система 8 5 1 1 10
3. Организм как биологическая система 9 8 2 1 14
4. Система и многообразие органического мира 7 6 2 1 13
5. Организм человека и его здоровье 10 7 1 1 12
6. Эволюция живой природы 8 5 1 1 9
7. Экосистемы и присущие им закономерности 7 4 1 1 10
Итого: 50 36 8 6 69

Таким образом, всего в ЕГЭ 50 заданий (100%), из них 66% заданий относится к  разделу «Общая биология»; 20% - к разделу «Организм человека и его здоровье»; 14%  -  к разделу «Многообразие органического мира».

Структура контрольно-измерительных материалов  ЕГЭ

Экзаменационная работа состоит из трех частей.

Часть 1 (А) содержит 36 заданий с выбором одного верного ответа из четырех, из них 26 - базового и 10 - повышенного уровня.

Часть 2 (В) включает 8 заданий повышенного уровня:

  • В1, В2, В3- с выбором трех верных ответов из шести;
  • В4В5В6В7 - на соответствие между биологическими объектами, процессами и явлениями;
  • В8 - на определение последовательности явлений и процессов.

Система оценивания выполнения заданий частей - А, В и С в экзаменационной работы по биологии

При подготовке к ЕГЭ важно учитывать  принципы оценивания заданий.

Задания части А и В проверяются  компьютерной программой  без прямого участия человека.

Верное выполнение каждого задания части А оценивается 1 баллом, неверное  – 0 баллов.

Задания части  В  оцениваются от 0 до 2 баллов.  

За верное выполнение заданий В1 – В7 выставляется 2 балла. Если в ответе содержится одна ошибка, то экзаменуемый получает 1 балл. За неверный ответ или ответ, содержащий 2 и более ошибок, выставляется 0 баллов.

За верный ответ на задания В8 выставляется также 2 балла. 1 балл ставится в том случае, если в ответе неверно определена последовательность двух последних элементов или они отсутствуют. В других случаях выставляется 0 баллов. Т.е., если Вы сделаете одну ошибку во второй половине ответа задания В8  - снимается 1 балл, ошибка в первой половине ответа – минус 2 балла.

Задание части С1 оценивается  от 0 до 2 баллов. Задания части С2-С6  -  от 0 до 3 баллов в зависимости от полноты и правильности ответа.

Ответы на задания со свободным ответом (часть С) проверяют эксперты – специалисты в области биологии.  К каждому зданию прилагается инструкция с эталонами ответа. Эксперт сопоставляет ответы ученика с эталоном ответа, при этом учитывается правильность и полнота ответов в соответствии с разработанным для каждого ответа эталоном.

За правильный полный ответ, содержащий все необходимые элементы (3 и более), экзаменуемый получает 3 балла. 2 бала ставится, если в ответе нет биологических ошибок и содержится от половины до 3/4 элементов ответа, указанные в эталоне. Одним баллом оценивают выполнение задания, если в ответе раскрывается от 1/4 до половины элементов ответа, содержащихся в эталонах, допускаются некоторые неточности. Если ответ неправильный, не по существу вопроса, то ставится 0 баллов.

Эталоны ответов являются примерными. Экзаменуемый может иначе сформулировать свой ответ, привести дополнительные данные, которые не содер­жатся в эталоне. В этой связи допускается иная формулировка ответа, не искажающая его смысла.

Максимальное число баллов за всю работу - 69.

Система проверки заданий ЕГЭ по биологии

Ответы на задания части А и В сканируются (бланк ответов № 1). Результаты сканирования отправляются по интернету в Москву в единый центр тестирования, где автоматически обрабатываются без участия человека.

Ответы на задания части С должны проверяться двумя экспертами независимо друг от друга.

Оценка заданий части С проводится путем сопоставления работы экзаменуемого с эталоном ответа. К каждому зданию со свободным ответом прилагается инструкция с эталоном ответа. Она помогает эксперту соотнести ответ ученика с эталоном и правильно его оце­нить. При этом учитывается правильность ответов и их полнота в соответствии с разработанным для каждого ответа эталоном. Следует иметь в виду, что эталоны ответов являются примерными. Экзаменуемый может иначе сформулировать свой ответ, привести дополнительные данные, которые не содер­жатся в эталоне. В этой связи допускается иная формулировка ответа, не искажающая его смысла.

Шкала перевода баллов ЕГЭ

Первичный балл представляет собой  сумму баллов за все правильно выполненные задания (часть А, часть В, часть С).

Максимальный  первичный балл за всю работу - 69.

Далее первичный балл переводится в итоговый (тестовый) балл, который выставляется в сертификат ЕГЭ и засчитывается при поступлении в вуз.

Максимальный итоговый  балл за всю работу - 100.

Перевод первичных баллов ЕГЭ в тестовые осуществляется  на основе расчетов по весьма непростой методике.  

Принцип перевода первичного балла в тестовый с комментариями:

Так или иначе, шкала пересчета первичных баллов в тестовые меняется ежегодно и зависит от общих итогов всех экзаменующихся. Чем больше учеников по РФ ответили правильно на какой-то вопрос, тем больший балл снимают за неправильный ответ.

Шкала перевода баллов ЕГЭ в 2011 г.

С 2009 года тестовые баллы ЕГЭ не влияют на оценку в аттестате и не переводятся в стандартные школьные оценки по пятибалльной системе. Если тестовый балл  ЕГЭ больше минимального, то он выставляется в сертификат о сдаче экзамена. Если тестовый балл по предмету по выбору ниже минимального балла, то он нигде не фиксируется.

Если балл ЕГЭ меньше минимального по обязательным предметам – русскому и математике, то ни сертификат ЕГЭ, ни аттестат не выдается. Минимальный балл по каждому предмету утверждается ежегодно.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0.00 (голосов 0)